Fitch Ratings-Москва-30 декабря 2019 г. Fitch Ratings подтвердило рейтинги трех казахстанских национальных управляющих холдингов:
- АО Фонд национального благосостояния Самрук-Казына (далее – «Самрук-Казына»)
- АО Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (далее – «Байтерек»)
- АО «Национальный управляющий холдинг КазАгро» (далее – «КазАгро»).
Подтверждение рейтингов рассматриваемых компаний, связанных с государством, отражает неизменившееся мнение Fitch, что данные компании выполняют функции агентов государства по реализации стратегических задач в рамках проводимой политики в Казахстане («BBB»/прогноз «Стабильный»/«F2») и вероятность государственной поддержки этим компаниям в случае необходимости остается высокой. По результатам оценки рассматриваемых эмитентов в соответствии с методологией агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, каждому из них был присвоен скоринговый балл, обусловливающий уравнивание рейтингов с суверенными рейтингами дефолта эмитента («РДЭ») независимо от их кредитоспособности на самостоятельной основе.
Ключевые рейтинговые факторы
Статус, собственность и контроль: оценка фактора «очень сильный уровень»
Данный фактор для Самрук-Казыны, Байтерека и КазАгро имеет оценку «очень сильный уровень» с учетом строго контроля со стороны государства, 100-процентной собственности правительства Казахстана и их особого юридического статуса как национальных управляющих холдингов, закрепленного в соответствующих положениях национального законодательства. Государство как конечный и единственный акционер всех трех компаний утверждает их финансовую отчетность, отслеживает и контролирует использование ими средств, полученных от государства и назначает советы директоров, председателями которых являются высокопоставленные должностные лица государства, а также осуществляет строгий контроль за принимаемыми компаниями стратегическими решениями, определяя их ключевую политику в отношении долга, дивидендных выплат и инвестиций.
Ввиду статуса компаний и в соответствии с национальным законодательством, акции Самрук-Казыны, Байтерека и КазАгро не разрешено продавать, предоставлять в качестве обеспечения или накладывать на них арест. Как следствие, это, по нашему мнению, в случае возникновения существенных финансовых проблем у соответствующих связанных с государством компаний предполагает безусловную передачу всех их активов и обязательств государству или госструктуре, назначенной государством.
Все три рассматриваемые холдинга являются компаниями, которые осуществляют миссию по реализации задач, имеющих стратегическое значение для Казахстана, в соответствующих областях деятельности. Институциональной миссией Самрук-Казыны является улучшение благосостояния государства путем увеличения долгосрочной стоимости крупнейших национальных ресурсодобывающих и инфраструктурных компаний в портфеле и эффективного управления ими. Байтерек был создан в целях повышения социально-экономической диверсификации и развития Казахстана, в то время как КазАгро и его дочерние структуры призваны способствовать развитию сельскохозяйственного сектора и предоставлять финансовые и нефинансовые услуги местным сельскохозяйственным производителям.
История предоставления и ожидания поддержки: оценка фактора «очень сильный уровень»/«сильный уровень»
Данный фактор для Байтерека имеет оценку «очень сильный уровень», исходя из длительной истории поддержки в форме прямого государственного финансирования капитала и субсидируемого долга. Государственное фондирование, включающее бюджетные кредиты под низкую процентную ставку и нерыночные облигации, держателями которых являются Национальный банк и Фонд национального благосостояния Самрук-Казына, составляло 94% суммарных обязательств Байтерека на конец 2018 г. Выступая в качестве агента правительства, Байтерек направляет финансирование своим дочерним структурам, которые осуществляют в соответствующих отраслях реализацию государственной политики, связанной с развитием национальной экономики. Fitch ожидает, что Байтерек продолжит получать существенную прямую и непрямую поддержку от государства в среднесрочной перспективе.
Оценка данного фактора «сильный уровень» для Самрук-Казыны основана на устоявшейся системе национального регулирования, которое в целом является благоприятным для финансовой устойчивости фонда. Самрук-Казына управляет от имени государства ключевыми компаниями в госсобственности в Казахстане, получая дивиденды на регулярной основе от крупнейших госкомпаний. Государство также предоставляет регулярные взносы в капитал фонда в форме денежных средств, которые в 2012-2018 гг. в сумме составили 517,4 млрд. тенге (что эквивалентно 1,36 млрд. долл. по текущему курсу). Мы полагаем, что Казахстан продолжит предоставлять поддержку Самрук-Казыне, чтобы способствовать выполнению фондом возложенной на него миссии.
Оценка данного фактора «сильный уровень» для КазАгро учитывает активное использование холдингом рыночного долга в прошлом. Изменение структуры фондирования в пользу государственного финансирования произошло только в течение последних двух лет в результате погашения в полном объеме выпусков еврооблигаций в мае 2019 г. Рефинансирование валютного долга осуществлялось за счет средств квазигосударственных фондов (Государственный фонд социального страхования и Единый накопительный пенсионный фонд). По оценкам Fitch, доля государственного финансирования увеличилась до 90% на конец марта 2019 г. по сравнению с 54% на конец 2017 г., и агентство ожидает, что она останется на том же уровне в среднесрочной перспективе.
Социально-политические последствия в случае дефолта: оценка фактора «очень сильный уровень»/«сильный уровень»
Наша оценка данного фактора для КазАгро соответствует «очень сильному уровню» ввиду того, что, по нашему мнению, возникновение существенных финансовых проблем у КазАгро в значительной мере поставило бы под угрозу предоставление доступного кредитования сельскохозяйственному сектору, который имеет особую значимость для Казахстана, поскольку около 40% населения страны проживает в сельских районах. Какие-либо нарушения или перебои в этой деятельности в случае дефолта КазАгро незамедлительно сказались бы на сельском населении и могли бы привести к социальной напряженности в условиях отсутствия субститутов. Fitch полагает, что мандат КазАгро как государственного квазибюджетного агента, реализующего политику государства в сельскохозяйственном секторе, вряд ли существенно изменится в среднесрочной перспективе.
Для Самрук-Казыны и Байтерека мы оцениваем данный фактор как имеющий «сильный уровень», поскольку они играют важную роль в реализации политики Казахстана по экономическому развитию и диверсификации, но в меньшей степени участвуют напрямую в предоставлении публичных товаров и услуг в сравнении с КазАгро.
Компании под управлением Самрук-Казыны составляют основу экономического благосостояния Казахстана, и доля суммарных активов группы в ВВП страны составляет около 45%. Байтерек осуществляет поддержку несырьевых секторов экономики, жилищного строительства и кредитования, инновационного развития, а также экспортоориентированных обрабатывающих отраслей. Активы группы Байтерек составляли около 8% от ВВП страны в 2018 г.
Самрук-Казыне или Байтереку будет сложно в сжатые сроки найти замену в случае дефолта ввиду монопольного характера товаров и услуг, предоставляемых компаниями, входящими в их портфели, или выполнения стратегически значимых функций для государства. Как следствие, нарушения или перебои в деятельности Самрук-Казыны или Байтерека, по мнению агентства, могут привести к долгосрочным экономическим последствиям и сказаться на развитии страны.
Финансовые последствия в случае дефолта компании: оценка фактора «очень сильный уровень»/«сильный уровень»
Оценка данного фактора «очень сильный уровень» для Самрук-Казыны или Байтерека обусловлена тем, что, по мнению Fitch, дефолт любой из этих компаний может существенно сказаться на доверии инвесторов к правительству Казахстана, что потенциально может обусловить существенное увеличение стоимости фондирования или временное закрытие внешних долговых рынков для суверенного эмитента. Государство не предоставляет прямой гарантии по долгу Самрук-Казыны или Байтерека, но мы рассматриваем их долг как моральное обязательство государства и, как следствие, считаем его квазисуверенным обязательством.
Ведущие компании в портфеле Самрук-Казыны и Байтерека входят в число ключевых игроков на рынке страны, привлекающих заимствования как на внутреннем, так и на международных рынках долгового капитала и получающих финансирование от государства и международных финансовых организаций, и, как следствие, воспринимаются как квазисуверенные заемщики. Как следствие, дефолт Самрук-Казыны или Байтерека может существенно повлиять на стоимость фондирования для других казахстанских компаний, связанных с государством, или для самого государства.
Для КазАгро данный фактор имеет оценку «сильный уровень», что отражает меньший масштаб в сравнении с другими двумя рассматриваемыми компаниями, связанными с государством. Объем рыночного долга у КазАгро снизился после погашения еврооблигаций в 2019 г., однако Fitch по-прежнему рассматривало бы дефолт КазАгро по своим обязательствам как потенциально неблагоприятный для репутации Казахстана.
Аналитические отчеты по Самрук-Казыне, Байтереку и КазАгро представлены на сайте www.fitchratings.com.
Краткое обоснование
1. Самрук-Казына имеет скоринговый балл 45 согласно методологии агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, что вне зависимости от кредитоспособности фонда на самостоятельной основе приводит к уравниванию ее рейтингов с рейтингами Казахстана.
2. Байтерек имеет скоринговый балл 50 согласно методологии агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, что вне зависимости от кредитоспособности компании на самостоятельной основе приводит к уравниванию ее рейтингов с рейтингами Казахстана.
3. КазАгро имеет скоринговый балл 45 согласно методологии агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, что вне зависимости от кредитоспособности компании на самостоятельной основе приводит к уравниванию ее рейтингов с рейтингами Казахстана.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Рейтинговые действия по РДЭ компаний, связанных с государством, рассматриваемых в настоящем комментарии, скорее всего, будут отражать действия по суверенным рейтингам Казахстана.
В случае существенного ослабления связей с государством или стимулов у государства предоставлять поддержку это привело бы к применению к рейтингам нотчинга вниз относительно суверенного рейтинга.
Рейтинги приоритетного необеспеченного долга, вероятно, будут изменяться вместе с соответствующими «якорными» РДЭ.
Экологические, социальные и управленческие факторы
Если не указано иначе в данном разделе, самый высокий уровень оценки релевантности экологических, социальных и управленческих (ESG) факторов соответствует скоринговому баллу 3 – экологические, социальные и управленческие факторы являются нейтральными для кредитоспособности эмитентов или оказывают лишь минимальное влияние на его кредитоспособность либо ввиду характера этих факторов, либо ввиду того, как эмитенты управляют этими факторами.
АО Фонд национального благосостояния Самрук-Казына
- Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «BBB», прогноз «Стабильный»
- Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «F2»
- Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «BBB», прогноз «Стабильный»
- Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «AAA(kaz)», прогноз «Стабильный»
- Долгосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне «BВВ»
- Национальный долгосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне «AAA(kaz)».
АО «Национальный управляющий холдинг КазАгро»
- Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «BBB», прогноз «Стабильный»
- Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «F2»
- Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «BBB», прогноз «Стабильный»
- Долгосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне «BВВ».
АО Национальный управляющий холдинг «Байтерек»
- Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «BBB», прогноз «Стабильный»
- Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне «F2»
- Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне «BBB», прогноз «Стабильный»
- Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «AAA(kaz)», прогноз «Стабильный»
- Долгосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне «BВВ»
- Национальный долгосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне «AAA(kaz)».
Источник banker.kz