Было бы меньше шума, если бы штаб-квартиру Всемирного банка (ВБ) в Вашингтоне в октябре заняли антиглобалисты. Но атриум международной организации заполнили собственные протестующие сотрудники. Первоначально положительная реакция на предложение Джима Ён Кима (президент ВБ с 2012 г.) реформировать банк довольно быстро трансформировалась в активное неприятие к объявленным изменениям.

 

Сразу после избрания Ким заявил об острой необходимости в реформах. По его словам, ВБ должен кардинально изменить работу, если хочет сохранить влияние в мире, в котором уже нет недостатка двух вещей (гарантировавших банку много бизнеса от правительств бедных стран): дешевого капитала и экономической экспертизы.

 

В июле ВБ начал проводить структурные изменения, в рамках которых власть и деньги переводились из стран и региональных руководителей в 14 централизованных подразделений "глобальных направлений" (вода, здравоохранение и т. д.). 30 октября было объявлено о сокращении 500 сотрудников в ближайшие три года.

 

Какими бы не были эти реформы (правильными или неправильными), их осуществляют из рук вон плохо. Работники в странах, где ВБ ведет свою деятельность (и которые еще недавно отвечали за поиск новых проектов), жалуются, что их бюджеты ликвидированы, в то время как руководители новых централизованных подразделений больше заботятся о внешней стороне и не пытаются помочь заемщикам. Объемы текущего кредитования остаются еще высокими, но портфель будущих сделок пока невелик, пишет британский журнал The Economist.

 

В то же время ВБ не может определиться, где еще можно сэкономить $400 млн, на чем настаивает Ким, увеличив, таким образом, уровень напряженности и неопределенности в коллективе банка. Что касается сокращений, как было объявлено, то они будут проведены в аппарате вашингтонской штаб-квартиры. Вместо того чтобы безропотно ждать своей нерадостной участи, многие сотрудники уже начали поиск работы.

 

Внутри 16-тысячного коллектива Ким (медицинский эксперт и бывший президент Дармутского колледжа) все больше воспринимается как чужак, который не понимает природы руководимой им организации. Он назначил сторонних людей на руководящие посты и принял на работы большую группу консультантов из McKinsey и Booz Allen Hamilton. Директор по финансовым вопросам Бертранд Бадрэ, которого Ким пригласил из французского банка Société Générale, оказался главной мишенью для критики во время октябрьского митинга сотрудников (он получил бонус в размере $94 750 дополнительно к необлагаемой налогом годовой зарплате в $379 тыс.).

 

Как правило, подобного масштаба организационные изменения редко проходят безболезненно. Прошлые попытки реформировать ВБ закончились провалом. Ким, похоже, уверен, что все встанет на место, как только реформы завершатся. В недавнем интервью он в шутливой форме объяснил направленную в его адрес критику: "Они недовольны паркингом, они недовольны завтраком".

 

Тем не менее после октябрьского протеста Ким стал использовать более доброжелательный тон по отношению к сотрудникам, обещая улучшить внутреннюю коммуникацию и как можно быстрее закончить неопределенность с сокращением штата.

 

Ким продолжает верить, что начатые им реформы помогут Всемирному банку остаться одной из ведущих международных финансовых организаций. Он гордится тем, что смог добиться увеличения объема выделяемых кредитов таким странам, как Китай и Индия, которые еще недавно критиковали излишний бюрократизм ВБ. Недавно Бразилия, Россия, Китай, Индия и Южная Африка решили создать в рамках БРИКС собственный международный банк развития.

 

Возможно, Ким думает, что время на его стороне. Маловероятно, что он потеряет работу, если только, конечно, Америка (которая, несмотря на возражения развивающихся стран, настояла на его назначении) готова к новому скандалу. Тем не менее, если Ким не будет действовать решительно в преодолении бюджетных проблем и не выстроит хороших отношений с сотрудниками, его президентство рискует бесславно завершиться.

 

 

Источник: Вести Экономика