Джек Дорси, основатель Twitter, после удачного размещения акций сервиса микроблогов задумался об IPO еще одной своей компании – системы электронных платежей Square.

Дорси основал компанию со своим приятелем в 2009 году после увольнения из Twitter. Даже потом, вернувшись в социальную сеть, он не отказался от идеи развивать свой проект. В настоящее время Square предоставляет целый ряд финансовых сервисов и претендует на повторение успеха Twitter. Руководство компании уже провело несколько неофициальных встреч с крупными инвестбанками – Goldman Sachs и Morgan Stanley, с большой вероятностью IPO состоится в 2014–2015 годах. Для того чтобы решить для себя, стоит ли вкладывать в эту компанию, нужно разобраться, как это работает и почему Square не похожа на остальных.  

Что такое Square?

Изначально Square являлась портативным платежным терминалом для пластиковых карт, состоящим из программы для смартфонов и планшетов на базе iOS или Android и специального модуля – считывателя карт. Целевой сегмент – малый бизнес, для которого стандартные POS-системы слишком дороги. Расценки и вправду очень демократичны – клиенту доступны два тарифных плана: $275 в месяц или 2,75% за проводку. Само приложение, кардридер и сервис поддержки совершенно бесплатны. В настоящее время услуга доступна лишь клиентам в США, Канаде и Японии, но и это, согласитесь, немало. 
Впрочем, Square мог оставаться вполне банальным (хоть и востребованным) продуктом для бизнеса, если бы его основатель не стремился его развивать сразу в нескольких интересных направлениях. 

Три главные фишки Square

Во-первых, созданный сервис p2p-платежей Square Cash позволяет отправлять деньги с привязкой к e-mail между пользователями без всяких комиссий. Что-то наподобие идеи Тинькова, только внедренное гораздо раньше.

Во-вторых, Джек Дорси придумал, как «взорвать» привычный тип взаимодействия «покупатель – продавец», представив свой проект Square Wallet. На первый взгляд, это обычный онлайн-кошелек, но на деле – настоящая революция в системе расчетов. Например, при оплате счета в кафе покупателю не понадобится доставать ни деньги, ни пластиковую карту, ни кошелек. Официант просто сверит лицо клиента с фото на экране своего планшета и подтвердит платеж. На развитие данной технологии, несомненно, окажет влияние стратегическое партнерство со Starbusks, объявленное в 2012 году после очередного раундаинвестиций: тогда сеть кофеен и еще несколько компаний вложили в Square в общей сложности $200 млн, а CEO Starbucks стал председателем совета директоров платежной системы.

Еще одним направлением развития бизнеса Square является платформа Market для создания собственных онлайн-магазинов по готовым шаблонам. В качестве дополнительных возможностей предлагаются встраивание программ лояльности и интеграция с соцсетями. 

Превзойти успех Twitter

Разумеется, точные сроки IPO Square пока не называются. Вполне вероятно, что в ближайший год стартап скупит пару-тройку привлекательных решений от конкурентов или разработчиков платежных сервисов, а также попытается масштабировать опыт взаимодействия со Starbucks на другие ритейловые сети.

Понятно, что основатель проекта Джек Дорси не согласится на цифру, меньшую оценки Twitter, а значит, бизнесу еще предстоит значительно вырасти и показать хорошую динамику выручки. Опыт Twitter показал, что успешное IPO можно провести и компании без прибыли. Кстати, в ноябре 2013 года председателем совета директоров Square стал экс финансовый директор Goldman Sachs Дэвид Виниар, который, кстати, помогал с организацией IPO Twitter. Это тоже знак, что до IPO осталось не так уж и много… 

Почему стоит присмотреться к акциям Square?

  • успешный СЕО и революционные идеи; 
  • главный принцип – «Делайте сервис таким, чтобы бабушке было понятно»; 
  • успешные инвесторы уже вложились в Square: среди них CEO Yahoo! Inc. Марисса Майер, британский миллиардер Ричард Брэнсон и компания Visa; 
  • стратегическое партнерство с сетью Starbucks, которое обеспечит распространение и узнаваемость. 

 

Справка о финансовых показателях Square

В текущем году ожидается, что объем обработанных платежей составит $20 млрд. Выручка Square в 2012 году составила около $190 млн, по итогам 2013 года прогнозируется на уровне $550 млн, а уже в 2014 году может достичь $1 млрд. Около 70–80% выручки идет компаниям – эмитентам кредитных карт. Сервис пока не приносит прибыли, однако Дорси планирует вывести Square на рентабельность к 2015 году. 
За шесть раундов Square привлекла $340 млн венчурных инвестиций, из них $200 млн в этом году. Сейчас компания оценивается в $3,25 млрд. Если IPO состоится в 2014 году, оценка всей компании может составить около $4,5 млрд. 


Тимур Турлов, Slon.ru