На прошлой неделе самый успешный розничный банк страны объявил о поддержке образовательного проекта по финансовой грамотности населения. 20 ноября kaspi bank и общественный фонд «Международный центр экономической грамотности» (МЦЭГ) подписали меморандум о сотрудничестве и предложили объявить этот день Днем финансовой грамотности.
Инвестиции в образование – закономерный ход со стороны любого банка, заинтересованного в продвинутых клиентах, хотя поддержка кредитным учреждением их финансового самосознания напоминает финансирование табачными компаниями научных исследований по профилактике и лечению рака легких. За отдельную часть прибыли табачники надеются получить общественную индульгенцию, хотя, казалось бы, чего проще: не хочешь зла – не производи сигарет.
По сравнению с табачниками банки сложно назвать исчадием ада. Кредит – неотъемлемая часть финансовых отношений, замену ему человечество вряд ли придумает. Вопрос в том, что готовы предложить инициаторы проекта? Судя по всему – стимулировать большее потребление финансовых продуктов, только теперь уже - со знанием дела.
Соучредитель МЦЭГ Салтанат Джарасова указывает, что за 20 лет независимости лишь небольшая часть граждан грамотно планирует личный бюджет и ориентируется в финансовых продуктах. Если в развитых странах жители используют более сотни финансовых продуктов, то в Казахстане – лишь около десятка.
Директор центра Гульмира Арбабаева объяснила, что у казахстанцев самыми популярными являются пять базовых финансовых продуктов: зарплатная карта, коммунальные платежи, потребительский кредит, срочный вклад и кредитная карта. «Следовательно, мы уже сегодня можем сконцентрироваться на самых популярных продуктах и подготовить население к более сложным финансовым продуктам, которые будут появляться в будущем», - заявила г-жа Арбабаева.
Первый шаг центра – широкомасштабное исследование по оценке финансовой грамотности населения. Целый год МЦЭГ будет проводить опросы во всех крупных городах. Опросить хотят свыше 1200 человек. Когда выяснится точная картина безграмотности, центр приступит к непосредственной кампании по повышению финансовых знаний.
На самом деле не надо тратить год для понимания того, что люди пользуются преимущественно кредитами, – надо лишь изучить банковскую и страховую статистику, взять данные по рынку ценных бумаг и посмотреть на засилье банковской рекламы, зазывающей взять ссуду на необычайно выгодных условиях.
Давно не секрет и то, что большинство населения страны жутко закредитовано и финансово несостоятельно для некредитных продуктов. Что мешает банкам предлагать населению валюту, ценные бумаги, металлические счета, различные карточные счета? И деньги на рекламу вроде как есть: снимают же дорогостоящие ролики с приглашенными звездами, завешивают города баннерами. Что мешает людям уже сейчас покупать накопительное страхование и акции казахстанских компаний? Особенно после успешной программы народного IPO, когда тысячи казахстанцев заработали на дивидендах «КазТрансОйла», поверив десяткам лекторов, которые читали лекции по всему Казахстану и убедили людей участвовать в этой программе.
Увы, люди активно подсели на кредиты и, выплачивая банку долг, ужали личное накопление и потребление. Чтобы население стало пользоваться комиссионными и доверительными услугами банков, надо снижать градус кредитования, что вряд ли возможно, особенно для тех институтов, для кого потребительские кредиты – основа бизнеса. Финансовая недальновидность заемщиков как раз и питает розничное кредитование.
Забавно, что таких вещей не понимают инициаторы проекта из общественного фонда, в свое время осуществлявшие подобные программы по линии РФЦА. Тот факт, что они опять говорят о нерешенности проблемы финансовой безграмотности, скорее, свидетельствует о том, что финансовая грамотность от РФЦА прошла зря. Сотни миллионов бюджетных тенге потрачены впустую. Какова же гарантия, что частная инициатива сделает то, с чем не справилось государство в лице РФЦА? Как сказал бы классик - вопрос, конечно, интересный.
Наверное, шанс все же дать надо. Еще один проект, еще одна команда, решившая освоить благодатную тему финансовой грамотности. Когда же будут результаты?
Татьяна Батищева