Инновация, которую часто называет двигателем прогресса, всегда обходилась людям потерей рабочих мест. Во время промышленной революции во второй половине XVIII века ткачи-ремесленники были заменены на механические ткацкие станки.

В последние 30 лет цифровая революция ликвидировала огромное количество рабочих мест средней квалификации, которые являлись фундаментом среднего класса в XX веке. Машинистки, туристические агенты, банковские кассиры и многие другие профессии оказались не нужны, точно так же как оказались не нужны в свое время ткачи-ремесленники, пишет британский журнал The Economist.

 

И хотя инновация ликвидирует рабочие места, она их и создает, причем с более высокой зарплатой. По мере того как более эффективное общество становится богаче, ее преуспевающим членам требуется больше товаров и услуг. Сто лет назад один из трех американских рабочих был занят на сельскохозяйственных работах.

 

Сегодня менее 2% трудоспособного населения производит гораздо больше продуктов питания. Миллионы людей, покинувших землю, нашли работу в городах с более высокой зарплатой. Сегодня уменьшилась армия машинисток, но появилась армия компьютерных программистов и веб-дизайнеров.

 

Несмотря на явные плюсы внедрения новейших технологий (новые рабочие места и качественные товары), в течение определенного периода времени инновации приводят к увеличению разрыва в уровне доходов, а это ведет к серьезным социальным и даже политическим изменениям. Воздействие технологий на общество можно сравнить с мощным ураганом, который обрушивается в первую очередь на богатый мир, но постепенно доходит и до бедных стран. При этом ни одно правительство пока не готово к его удару.

 

Следует ли нам беспокоиться? Отчасти история повторяет себя. Во время первой стадии промышленной революции почти вся прибыль от роста производительности труда направлялась капиталу; позже рабочие добились того, что они стали получить значительную долю прибыли.

 

Сегодня мы имеем похожую ситуацию. Полученное благодаря цифровой революции богатство хлынуло в основном владельцам капитала и высококвалифицированным работникам. В последние 30 лет получаемая рабочими доля прибыли по всему миру сократилась с 64% до 59%.

 

В то же самое время доля, идущая 1% самых богатых американцев, взлетела с 9% в 1970-х гг. до 22% в 2012 г.

 

Сегодня уровень безработицы на рекордно высоком уровне в большинстве богатых странах, и это не просто очередной экономический цикл. В 2000 г. 65% трудоспособного населения Америки работало, в настоящее время эта доля сократилась до 59%.

 

Самое плохое, что влияние технологий на трудовой рынок лишь начинается. По мнению экспертов, различные инновации (от автомобиля без водителя до "умных" домашних гаджетов) могут ликвидировать множество профессий, которые до недавнего времени были “неприкосновенными”. Причем болезненный эффект повсеместного внедрения компьютеров почувствует не только частный, но и государственный сектор.

 

До недавнего времени от внедрения машин страдали в основном неквалифицированные профессии. Сегодня "умные" компьютеры уже выполняют самые сложные задачи, причем дешевле и эффективнее, чем люди. Способность сравнивать финансовые данные и биометрические показатели позволяет компьютеру быстрее и аккуратнее определять мошенничество или первые признаки болезни, чем любому высококвалифицированному бухгалтеру или врачу. Согласно последнему исследованию Оксфордского университета 47% рабочих мест могут быть заменены компьютерами в ближайшие двадцать лет.

 

Если все эти прогнозы сбудутся даже наполовину, то социальный эффект окажется колоссальным. Основное, что могут сделать правительства для облегчения прохождения этого болезненного периода, – улучшить систему образования. Современные школы должны быть кардинально реформированы, они должны развивать в учениках креативность, которая отличает человека от компьютера. В учебных заведениях должно быть меньше механической зубрежки и больше творческого мышления.

 

Необходимо больше внимания уделять дошкольному образованию, так как когнитивной способностью и социальными навыками (самыми важными для человека) дети овладевают в первые годы жизни. Кроме того, следует развивать систему образования для взрослых граждан.

 

Но люди, по объективным причинам, имеют различные возможности, и далеко не все могут найти высокооплачиваемую работу.

 

Лучший способ помочь бедной части населения – не повышать минимальный уровень зарплаты (на чем настаивают либералы), а доплачивать им с помощью налоговых льгот, как это делается в США и Великобритании.

 

Инновации принесли человечеству огромное количество благ. Но выгоды технологического прогресса распределяются неравномерно, особенно на первом этапе волны, и задача правительства - справедливо распределять прибыль среди всех членов общества. В XIX веке угроза революции заставила провести радикальные реформы. Сегодня правительства должны начать проводить кардинальные изменения до того, как люди выйдут на улицу.