"Роснефть", отказавшись от сотрудничества с международным рейтинговым агентством Fitch Ratings, пополнила список компаний, которые больше не сотрудничают с рейтинговым агентством.

При этом российская нефтяная компания продолжает работу с рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Moody’s. В самой "Роснефти" такие шаги связывают с истечением срока действия договоров и соглашением сторон.

 

При этом в октябре 2013 г. Fitch понизило долгосрочный рейтинг компании до "ВВВ-", объяснив это планами по расходу средств и возможной необходимостью привлечения дополнительного капитала. Так, например, в 2012-2013 гг. "Роснефть" привлекла $37 млрд долговых средств, а с учетом прогнозных цен на нефть отношение долга и операционной прибыли вырастет в два раза до 3.

 

В 2012 г. рейтинговое агентство посчитало, что из-за покупки акций ТНК-ВР кредитный рейтинг "Роснефти" может оказаться под давлением, так как безопасный для рейтинга объем заимствований, по мнению экспертов Fitch Ratings, составляет $15 млрд, а при больших суммах, с учетом сохранения инвестпланов, рейтинг может быть понижен.

 

Ранее от сотрудничества с Fitch отказались группа ВТБ и "АвтоВАЗ", а в ВТБ отметили, что такое решение связано с "непрофессиональными действиями агентства". В частности, при оценке компании были использованы предположения, не соответствующие реальности.

 

По словам заместителя президента и председатель правления ВТБ Герберта Мооса, рейтинговый процесс Fitch Ratings не является эффективным в сравнении с другими крупнейшими международными агентствами. Не исключено, что руководство "Роснефти" пришло к аналогичным выводам.

 

Рейтинг Standard & Poor's для "Роснефти" находится на уровне "BBB" (прогноз "стабильный"), Moody’s – на уровне "Ваа1" (прогноз "стабильный").

 

Традиционно рынок, на котором действуют кредитные рейтинговые агентства, является высококонцентрированным. По итогам 2012 г. всего две компании - Standard & Poor’s и Moody’s – занимали 80% рынка во всем мире, и "большая тройка" - Moody`s, S&P и Fitch Ratings – контролировали 95% всего бизнеса.

 

Доход рейтинговых агентств (РА) зависит от различных видов деятельности, связанных с присвоением кредитных рейтингов. Как правило, основным источником дохода являются эмитенты или инвесторы. Большинство агентств используют бизнес-модель, в которой инвестор платит за подписку на информацию от РА, а эмитент платит за работу над его рейтингами.

 

Согласно исследованию London School of Economics в 2008 г. совокупный доход трех крупнейших рейтинговых агентств составил $3,7 млрд. При этом размещено облигаций с присвоением рейтингов было на $3,9 трлн. То есть рейтинговые агентства зарабатывали примерно по 95 центов на каждые размещенные облигации на $1 тыс.

 

Moody`s, S&P и Fitch Ratings не раскрывают свои доходы от рейтинговых действий в отчетах, но экономисты считают, что для Moody`s характерна доля в общей выручке от рейтингового бизнеса на уровне 84%, для Fitch этот показатель составляет 85%, для S&P – 72%.

 

В последние годы рейтинговые агентства подверглись активной критике, что особенно стало заметно во время и после мирового финансового кризиса 2008 г. Тогда многие обвиняли их в несоответствии рейтингов и реального положения дел в компании, а это вводит в заблуждение инвесторов. Кроме этого, такой подход негативен в конечном итоге для самих компаний.

 

Есть ряд доказательств того, что рейтинговые оценки можно купить или повлиять на рейтинговые действия. Опрос, проведенный CFA Institute, показывает, что из 1956 инвестиционных специалистов по всему миру 211 заявили, что они стали свидетелями изменения рейтингов в ответ на давление или влияние инвестора, эмитента или андеррайтера.

 

В этих условиях рейтинговым агентствам необходимо более тщательно подходить к анализу компаний, а также к самим рейтинговым действиям, несмотря на сложившуюся олигополию. Если эмитенты будут недовольны качеством рейтинговых действий, они уйдут к конкурентам, а потом восстановить долю, даже устранив все недостатки, будет сложно.