Для роста казахстанским стартапам в сфере образовательных технологий предстоит в первую очередь решить вопрос масштабируемости – за счёт быстрого доступа к большой англоязычной или русскоязычной аудитории
Вкратце выделила бы три главных барьера для роста. Во-первых, объективно сложно масштабироваться на казахстанском рынке из-за низкого внутреннего спроса. Речь идёт не только о малой численности населения: в целом взрослые казахстанцы не испытывают потребности в непрерывном образовании, да и крайне сложно заставить людей платить за то, что они привыкли получать бесплатно. Наш менталитет и общая терпимость к плагиату снижают готовность платить за онлайн-курсы и делают даже платёжеспособных клиентов не очень привлекательными.
Во-вторых, на местном рынке казахстанские стартапы уже сталкиваются с интенсивной конкуренцией со стороны российских и глобальных игроков. У таких компаний, как Coursera или «Нетология», налажены бизнес-процессы и завоёвана популярность среди обширной базы пользователей. Отсутствие явных конкурентных преимуществ у отечественных проектов автоматически ставит их в уязвимое положение.
Для роста казахстанским стартапам в сфере образовательных технологий предстоит в первую очередь решить вопрос масштабируемости – за счёт быстрого доступа к большой англоязычной или русскоязычной аудитории. Например, российский рынок – это более 8 млн потенциальных активных пользователей и пока ещё по-прежнему впечатляющие темпы роста (17–25%), а рынок Индии ещё крупнее и перспективнее. И нужно не стесняться сотрудничать с зарубежными конкурентами – ведь именно они обладают экспертизой, глобальным видением, а также глубоким пониманием свободных ниш на рынках.
Также нужно осознать, что контент превращается в commodity. Конкуренция разворачивается прежде всего за сервис, услугу, а не за доступ к уникальному содержанию, который, напротив, продаётся все хуже. Ну а государству нужно обязательно поддержать тех предпринимателей, кто не остановится на местном рынке и замахнётся на мировые перспективы. Потому что экосистеме и инвесторам для перехода на следующий этап развития нужны не только местные истории успеха, но и настоящие чемпионы.
Источник https://forbes.kz