О том, что Газпромбанк, третий по величине институт России, но первый по значимости и влиянию на Кремль и политические процессы, собирается выйти на рынок Казахстана, доподлинно известно многим. Говорят, у московского офиса в арсенале есть даже засланные казачки.
Они изучают ситуацию на месте, смотрят, консультируются — кого можно прикупить и с кем договорится, куда идти в первые минуты жизни и что потом, со всем этим делать. То есть, сам факт выхода на рынок Казахстана еще одного российского монстра, не вызывает ни малейшего сомнения. Вопрос только один, как всё случится?!
И тут как говорится, развернись плечо, размахнись рука. Мыслей и вариантов кажется тьма. Рынок, то есть и входить, как показали Сбербанк и ВТБ, есть куда, есть и куда развиваться, иначе бы не открывались Capital, RBK, QAZAQ. Только это кажущаяся легкость.
Для нефундаментальных банков, так скажем карманных и без амбиций, рынок есть, тем более, что главной задачей для них является обслуживание интересов групп которые их создали. У Газпромбанка явно другая задача.
Уверенность в этом все сильнее, чем больше заправок Газпромнефть в Казахстане появляется, да и чем больше закрывается свободных пространств российскими компаниями. Имея безграничный финансовый ресурс, скупаются все свободные активы. Бесспорно, уровень обслуживания и качество сервиса, возможно, даже качество бензина, на российских заправках выше, но это российские заправки и очереди на них, как за хлебом в голодный год.
Растет количество и популярность одних, падают доходы и сворачиваются перспективы для других. Здесь знатоки экономики будут говорить о конкуренции и преимуществе выгод и предложений, что де учиться надо и в конкуренции выигрывает сильнейший, таков закон рынка. Забывая при этом, что конкуренция, это состязание равных, а не избиение младенцев, которое мы наблюдаем.
Так вот, возвращаясь к выходу на рынок Газпромбанка. По городу ползут два слуха, один из серии невероятных, но вполне возможный в казахстанских реалиях и перспективах, да и второй, что появился перед выходными и имеет право на существование.
И так, барабанная дробь, Газпромбанк может стать владельцем объединенного Казкоммерцбанка и БТА. Кажется невероятным. Как так, огромный, системообразующий банк, только что начавший процедуру слияния, имеющий сеть всего и вся и учредителей, что волосы дыбом встают и вдруг продан.
Именно поэтому многим этот вариант кажется таким нереальным. Но давайте вспомним, кто стал совладельцами бизнеса. Вспомним о токсичных активах Казкома, о скандалах с отчетностью, что вспыхивают и гасятся, о постоянном падении эффективности, об отрицательных показателях и непрозрачности.
Об отсутствии ликвидности и увеличения проблем при объединении активов.
Как ни крути, 90% так или иначе мертвых кредитов в БТА сложенные с бесперспективными кредитами Казкома, не дают плюса, это вам не математика. Для россиян же это лакомый кусок. Списать за счет прибыли они могут себе позволить все что угодно. Сбербанк какой год подряд не отзывает заработанное из страны, реинвестируя ее и увеличивая капитализацию.
Для Газпромбанка списанный с доходов миллиард, это как чихнуть, они не жадные, они государственные. За то, при покупке объединенного ККБ и БТА, россияне получили бы такой пул залогов, что развиваться при нем и расти смогли бы десятилетиями. Одни заложенные земли чего стоят. Заводы, фабрики. Все продали бы своим за сходную цену, выполнив таким образом, как политическую, так и экономическую цель.
Вариант второй. Газпромбанк купит Темир. Это косвенно подтверждает структура сделки организованной Утемуратовым при выкупе Альянс банка и Темирбанка у государства. Такие хитрые и изворотливые люди как БУ, свои деньги в длинную в бизнес редко вкладывают, предпочитая работать на чужих. Посмотрите, он выкупает всего 16% простых акций Альянс банка у Самрука и получает над ним полный контроль, при этом вкладывается по полной в Темир, выкупив почти 80% и продолжая наступление предлагает остальным акционерам избавится от имеющихся на руках бумаг.
Таким образом Утемуратов хочет сконцентрировать в рука 100% бумаг и зачем вы спросите ему это нужно? Не для объединения же с Альянсом. Получить контроль там можно совсем по-другому, а вот консолидировать в руках полный пакет банка и слить его, это в духе бизнесмена. Тем более, говорят, что именно Утемуратов и его покровитель Абыкаев, негласно отвечают за безболезненный вход российских гигантов на территорию страны. Ну, так сказать, что бы хвост ни кому не прищемили, и чтобы не было войны. Так что вложиться в короткую, а потом с выгодой продать, не устроив при том потасовки, большой плюс во всех глазах.
Хочется сказать, что при всех возможностях, вход иностранных банков на территорию Казахстана – это национальная катастрофа. Финансовый сектор в стране и так на гране смерти, а присутствие на нем ни чем не отягощенных, да еще и до неприличия богатых монстров только ухудшает ситуацию.
Агрессивная политика российских банков на территории Казахстана будет только усиливаться. Рынок узкий. Работающих отраслей мало. Любое выгодное предложение меняет расстановку сил, а Газпром обязательно сделает выгодное предложение отечественному бизнесу, а наши институты развития еще и поддержат.
При этом, не стоит забывать, что после мягкого проникновения, может начаться процесс жесткого слияния. Четыре крупных российских игрока, это уже сила. Сбер, ВТБ, Газпром и Альфа, чем не сила? Зайди сюда еще парочка, усилься Альфа, что, кстати, наблюдается и казахстанским банкирам можно снимать свои дырявые носки и вешать на забор, а самим возвращаться домой, в деревню.