Причина вялого восстановления мировой экономики - всеобщая неуверенность в себе и в будущем, пришел к выводу лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Шиллер. Люди слишком испуганы разговорами о кризисе и не инвестируют в новые проекты. Единственный способ разорвать этот замкнутый круг - заставить людей снова поверить в свое будущее.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2013 года профессор Йельского университета Роберт Шиллер посетил самый активный фронт борьбы со стагнацией - Японию - и переосмыслил причины проблем в мировой экономике. Вялый рост ВВП в большинстве стран вызван не столько реальными проблемами финансового сектора, сколько общим настроением людей, пришел к выводу экономист.

 

Стагнация - в головах

Экономикой правят эмоции и впечатления. Колебания рынков во многом связаны с историями, которые слышат их участники. Вдохновляющие рассказы о радужных перспективах зпаставляют людей тратить больше денег, начинать свое дело, переезжать в более дорогой офис, нанимать сотрудников, строить новые заводы и т.д. И наоборот, рассказы о тяжелом положении в экономике заставляют людей не делать лишних движений и сокращать расходы.

 

Экономические бумы в Соединенных Штатах и других странах в первой половине 2000-х годов основывались на вере в триумф капиталистического предпринимательства в новом тысячелетии.

 

Эти подъемы были настолько мощным, потому что огромное количество людей были готовы, психологически и финансово, инвестировать в недвижимость, IT-индустрию и т.д.

 

Когда разразился финансовый кризис, рассказы о всеобщем благоденствии сменились историями о коррумпированных ипотечных кредиторах, избыточных финансовых институтах, недалеких экспертах и коварных регуляторах.

 

К началу 2009 года фондовые рынки по всему миру достигли своего минимума. По данным опроса потребительского доверия Мичигансокго университета, страх перед глубокой депрессией поднялся на максимум со времени второго нефтяного кризиса в начале 1980-х.

 

Психология роста

Чтобы преодолеть стагнацию, миру снова нужно поверить в себя, уверен Шиллер. В качестве доказательства своей "психологической теории" он приводит статистику.

 

В Японии, которую посетил экономист, в декабре 2012 новый глава кабинета Синдзо Абэ сразу же запустил программу денежных и финансовых стимулов и начал структурные реформы.

 

Он старался внушить японским гражданам и компаниям уверенность в будущем.

 

И это дало невероятные результаты. По данным Международного валютного фонда "разрыв ВВП" - разница между фактическим и потенциальным выпуском - сократился с -3,6% в 2011 году до -0,9% в 2013 году.

 

В остальных развитых странах в это время царил пессимизм. Чиновники говорили о неясных перспективах, журналисты публиковали все более мрачные прогнозы.

 

В итоге эти государства не прошли даже половину пути к восстановлению экономики. По подсчетам МВФ, разрыв между реальным выпуском и потенциальным выпуском в развитых странах в 2013 году составлял -3,2%. Что лишь немного лучше, чем в худший год мирового кризиса 2009 год, когда разрыв превышал 5%.

 

Абэ не только старается внушить оптимизм своим соотечественникам, он еще и работает над поднятием патриотического духа. Ведь национализм неразрывно связан с индивидуальной идентичностью и делает каждого гражданина частью успешной истории своей страны.

 

Внушать надежды и менять настроение, которое влияет на экономику, крайне сложно. Но это единственный путь возврата к стабильному росту.

 

Финмаркет