Китайская глобализация. Объем расчетов в юанях в торговле между Китаем и странами Центральной Азии составил 19 миллиардов долларов. 80% этих финансовых операций приходится на Казахстан. Наблюдается постепенная дедолларизация не только стран Европейского союза, но и азиатских республик.

 

Антидолларовые настроения докатились и до Европы. К примеру, во Франции заявили, что намерены проводить торговые операции в евро, либо в юанях. Уже успели и меморандум подписать. И это не единственная страна, которая отказывается от американской валюты. Предпосылки к тому, что юань может стать мировой резервной валютой есть, считает эксперт Валихан Тулешев. В этом заинтересован не только Китай, но и один из главных партнеров Поднебесной -Россия. Но отказаться от доллара сразу не сможет ни одна страна.

«Многим странам выгодно, чтобы было много разных валют, чтобы все валюты в той или иной степени в каких-то определенных обстоятельствах использовать в торговле, во взаимной торговле разных стран», — отметил политолог Валихан Тулешев.

Еще несколько лет назад Нурсултан Назарбаев предложил создать унифицированную валюту — всемирную доходную единицу для взаиморасчетов. Эту меру президент счел целесообразной для преодоления давления со стороны США в период мирового финансового кризиса. Сейчас же юань опережает все мировые валюты. По объемам торговли Китай поднялся на второе место среди крупнейших экономик. Официальный Пекин уже диктует с кем и в какой валюте проводить платежные операции. Международный торговый баланс Поднебесной каждый год превышает 400 миллиардов долларов. Товарооборот Казахстана и Китая за прошлый год достиг 24 миллиардов долларов, а платежи в китайской валюте выросли на 16%. Уже к следующему году, движение импорта и экспорта казахстанских и китайских товаров должно превысить 40 миллиардов долларов.

«И сейчас 29 стран мира, и число это растет, перешли на взаимоторговлю в юанях. Сейчас активно растет торговля в так называемом восточном треугольнике — Южная Корея, Япония и Китай. И по объему они сейчас достигают уровня Западной Европы», — сказал экономист Рахман Алшанов.

По подсчетам Bloomberg, за последние пять лет вложения в юань уже принесли инвесторам 7,3% доходности — максимум среди ведущих мировых валют. А в прошлом году Народный банк Китая официально утвердил юань оффшорной валютой при совершении операций на территории китайско-казахстанского международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». И до начала 2014 года его посетили 164 тыс. человек с казахстанской стороны.