Крупные американские банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг, не уверены в том, что смогут соблюдать санкции в отношении ключевых игроков российского энергетического и финансового секторов, поскольку формулировки слишком расплывчаты и оставляют возможность ошибок.
16 июля был опубликован особый список Sectoral SanctionsIdentifications List (SSI), куда попали "Внешэкономбанк", "Газпромбанк", "Роснефть" и "НОВАТЭК".
Компании не смогут привлекать средства за счет размещения новых акций или долговых бумаг на рынках стран ЕС. Запрет будет распространяться на финансовые инструменты со сроком погашения более 90 дней.
Запрет учитывает как первичное размещение, так и вторичное. Но специалисты американских банков и брокеров отмечают, что директивы Управления по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) недостаточно ясны.
В результате в некоторых случаях нельзя понять, как выполнять требования, а это значит, что компании могут сами попасть под санкции американского регулятора.
Неясность может только усилиться в ближайшие дни, так как Белый дом сообщил о введении новых санкций против России уже на этой неделе.
Одним из источников путаницы является блок, который запрещает кредитование через "Газпромбанк" и ВЭБ. Пока не ясно, как действовать в случае аккредитива.
"Например, что делать, если договоренности по торговой сделке выполняются более 90 дней, а аккредитив меньше 90 дней? Мы пытаемся получить больше ясности в части влияния, но некоторые из крупных банков, которые участвуют в финансировании торговых сделок, планируют получить больше ясности в этом и других вопросах", - отметил юрист Центра американской ассоциации банкиров Роб Роу.
Пресс-секретарь OFAC Агарь Шемали сказал, что руководство компаний будет проинформировано о подробностях, а за дополнительными подробностями можно обращаться напрямую в агентство.
Потенциальные проблемы с соблюдением санкций предполагались, этот вопрос прорабатывался совместно с SEC еще несколько месяцев назад, пишет Reuters со ссылкой на источники.
Много вопросов, мало ответов
Но все вопросы, которые обсуждались, не касались каких-то конкретных продуктов.
"Было бы полезно, если бы у нас был диалог немного более открытым в части специфики. Если мы запретим вам A, B и C, какие возникнут проблемы? – отмечает источник. – 90-дневный долг – это специфичный продукт. Что делать, если срок кредита был менее 90 дней, а сейчас он превратится в 90-дневный? Есть реальный нюансы".
Но регуляторы отказались подробно комментировать усилия компаний по получению дополнительной информации.
Теперь для банков стоит задача понять, можно ли вообще кредитовать российские компании, так как позиция регуляторов остается неточной. Сами чиновники говорят, что банкиры разочарованы тем, что регуляторы не дают никаких разъяснений и подробных рекомендаций.
На следующий день после объявлениях о санкциях была проведена телефонная конференция с сотнями представителей сектора финансовых услуг. Некоторые вопросы были устранены, но на большинство так и не удалось получить ответы.