Об этом заявили представители Казахстанской Топливной Ассоциации (КТА). В организации убеждены, что ни снятие ограничений на ввоз ГСМ из России, ни модернизация казахстанских НПЗ не решат эту проблему, и предложили свои пути ее решения.

 

Ассоциацией был проведен анализ ежемесячных поставок бензина Аи-92, распределяемых Министерством нефти и газа в рамках Протокола расширенного совещания рабочей группы по вопросу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами и механизму ценообразования на ГСМ. Анализ КТА показал, что с января 2014 года наблюдается снижение поставок бензина Аи-92. По данным Ассоциации, ситуация особенно обострилась в прошлом месяце, когда поставки сократились в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и январем текущего года. Так, на июль 2014 года компаниями-членами КТА были направлены в акиматы заявки на получение бензина Аи-92 в размере 31 934 тонны. Акиматами было одобрено 2 439 тонн, операторами выделено 839 тонн. Это составило 2,6% от заявленного объема. В августе этого года, по подсчетам Ассоциации, дефицит нефтепродуктов по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяца составит 48,46%.

 

В КТА убеждены, что снятие ограничений на ввоз нефтепродуктов из России на ситуацию не повлияет. «К сожалению, открытие импорта сегодня ничего не дает, так как поставка с Российской Федерации в данный момент невозможна в связи с дисбалансом цен», — отметил эксперт КТА Артур Нам.

 

«Теперь ситуация с Россией усугубляется», — заявил экономист, редактор портала Oilnews.kz Сергей Смирнов. «Там еще более жесткий дефицит, и россиянам выгоднее продавать там по 800-900 долларов за тонну, чем нам, потому что в Киргизии нет регулирования этих цен, как у нас в рознице. У нас это регулирование привело к тому, что нам невыгодно закупать свыше 600 долларов за тонну. Представьте: 600 и 900. Конечно, пока россияне не насытят Киргизию, к нам лишнего топлива российского не поступит», — заключил г-н Смирнов.

 

Более того, экономист сомневается, что казахстанские НПЗ смогут обеспечивать внутренний рынок нефтепродуктами даже после модернизации. «На 2014 год запланирована переработка 14,3 млн.тонн. Завозится до 40% только высокооктанового бензина. Этого не хватает», — пояснил он. «В 2009 году был принят Комплексный план модернизации нефтеперерабатывающих заводов, согласно этому плану к 2016 году наши заводы должны перерабатывать 17,5 млн. тонн. Но в этом году был принят еще один план, Комплексный план развития нефтегазовой отрасли на 2014-2018 годы. Там отмечено, что к 2018 году будет перерабатываться 17,5 млн. тонн. То есть то насыщение рынка, которое нам раньше обещали к 2016 году, переносится как минимум на 2018, судя по последним документам. И то навряд ли, потому что существуют проблемы с поставками сырья на заводах. Модернизированным НПЗ для выхода на заявленную мощность потребуется дополнительно 5,5-7 млн тонн сырья ежегодно. Неизвестно, где возьмут эти миллионы тонн, чтобы загрузить заводы после реконструкции», — заключил он.

 

По мнению компаний-членов Ассоциации, для предотвращения возникновения дефицита нефтепродуктов следует, во-первых, принять меры по обеспечению выделения заявленных розничными реализаторами объемов согласно заявкам, а во-вторых, ввести государственное регулирование предельных цен на ГСМ для оптовых поставщиков с установлением маржинальности между оптовой и розничной ценой в пределах 30%.

 

Председатель правления КТА Болат Ауетаев опроверг заявление министра нефти и газа Узакбая Карабалина о том, что в Ассоциации призывают к поднятию розничных цен. «Я официально заявляю, КТА никогда не заявляла о поднятии розничных цен», — подчеркнул он. «Мы всегда заявляем, что нужно наряду с розничной ценой регулировать оптовые цены. Рекомендуемые Министерством нефти и газа 17%, это – просто рекомендация, это законодательно не закреплено. Поэтому оптовые поставщики зачастую неконтролируемы. Мы выступаем за определение маржи 30%, то есть от завода до АЗС. Это – не для розничных реализаторов. Здесь сидят транспортные расходы – 7%, хранение на нефтебазе – 3%. Маржа 5% для нефтебаз, операционные расходы АЗС – 10%, и всего 5% — маржа АЗС», — объяснил он.

 

Г-н Нам добавил, что розничная цена для АЗС вообще не имеет значения. «Для членов Ассоциации на сегодняшний день на самом деле неважно, по какой цене продавать», — заявил он. «Мы хотим, чтобы для нас создали такие условия, чтобы мы могли обеспечивать свои АЗС необходимым количеством нефтепродуктов и необходимым уровнем рентабельности».

 

С учетом того, что розничная цена на бензин Аи-92 составляет 115 тенге, и маржинальностью между оптовой и розничной ценой в пределах 30%, желаемая оптовая цена на Аи-92 будет составлять 80,5 тенге. На данный момент, по данным КТА, она составляет 115 тенге.

 

 КУРСИВъ