Крупные нефтяные и газовые компании США вынуждены занимать все больше и больше в целях поддержания высоких темпов бурения. Об этом свидетельствуют данные Управления энергетической информации США.

 

Рост расходов энергетических компаний, в частности в США, начался примерно с 2010 г., когда сланцевая революция пошла на спад.

 

Крупные компании, получившие доступ к богатым месторождениям Баккен и Eagle Ford, начали бурение в бешеном темпе.

 

Необходимые значительные расходы были компенсированы ростом цен на нефть, что позволяло компания расширять свои операции, не прибегая к значительному увеличению долга.

 

Но после нескольких лет роста мировые цены на нефть начали стабилизироваться, с 2011 г. они остаются относительно стабильными. В 2013 г. волатильность цен была минимальной с 2006 г.

 

И в 2014 г. цены на нефть изменялись удивительно умеренно, учитывая рекордный уровень мирового спроса и геополитическую напряженность по всему миру. На фоне того, что стоимость Brent составляет $100-120 за баррель, а WTI – $90-105 за баррель, доходы нефтегазовых компаний выровнялись, а вот расходы продолжают расти.

 

Средний доход от буровых работ в 2012-2014 гг. составил $59 млрд, что близко к 2010-2011 г., а от расходы составили $136 млрд. Зияющую пропасть между расходами и доходами можно закрыть только за счет увеличения долга.

 

В частности, для компаний, работающих на сланцевых месторождениях, объем долга за четыре года вырос в два раза, а выручка – только на 5,6%.

 

Конечно, принимать на себя долговые обязательно можно, особенно если они используются для инвестирования в новые источники производства и роста. Но налоговое законодательство США разрешает компаниям отложить выплату налогов на миллиарды долларов, поддерживая повышенный уровень расходов.

 

Энергетические компании могут использоваться "амортизационную премию", то есть списать амортизацию можно в течение одного года. Ожидался эффект стимулирования расходов, то есть компании могут использовать полученную выручку сразу же.

 

В результате многие компании имеют значительные отложенные налоговые обязательства. По сути, эти компании финансируют значительную часть своего бизнеса за счет беспроцентных займов от американских налогоплательщиков.

 

Нефтяные и газовые компании уже платят меньше уровня, установленного законом. Прибыль компании облагается налогом в 35%, но у ExxonMobil, например, эффективная налоговая ставка в 2009-2013 гг. составляла 19,3%.

 

Но этот праздник подходит к концу. Льготы по амортизации истекли в конце 2013 г., хотя конгресс рассматривается вопрос о частичном продлении. Налоги могут быть вновь отложены, но осуществить налоговые платежи рано или поздно все равно придется.

 

Кроме того, большая часть роста долга была достигнута на фоне низких процентных ставок. Но ФРС скоро закончит программу выкупа активов, и это приведет к более высоким процентным ставкам. Это может резко повысить стоимость бурения.

 

Но что еще более важно, когда добыча нефти и газа перестанет расти, для энергокомпании с большим объемом задолженности настанет час расплаты.