После введения российских санкций реальной проблемой для казахстанских производителей стали местные поставщики, которые меняют условия поставок. Если раньше была возможна отсрочка платежа, то сейчас необходима предоплата, так как россияне платят вперед и забирают сырье.

Предприниматели не отрицают, что в связи с санкциями против России появилась большая мотивация для увеличения объема производства, однако возможностей, по их словам, у них для этого пока нет.

 

Дефицит кадров, коррупция, и недостаток собственного сельхозсырья – вот основные препятствия, перечисленные представителями пищевой промышленности на рабочем заседании Палаты предпринимателей города Алматы на прошлой неделе. Представители компаний, занятых в пищевой отрасли, были приглашены Палатой с целью выявить возможности и проблемы отрасли, возникающие в связи с санкциями против России. «Все мы знаем, что в свете последних политических событий, происходящих в мире, проблемы пищевой промышленности в нашей республике вышли на первый план. Основная цель нашей республики сегодня – обеспечить продовольственную безопасность городов республиканского значения. По этому вопросу мы сейчас должны принять быстрые меры», — сказал во вступительном слове заместитель директора Палаты предпринимателей города Алматы Айтуар Кошмамбетов. Однако, как оказалось, проблемы у отечественных предпринимателей застарелые, и решить их с помощью «быстрых мер» вряд ли удастся.

 

Дефицит отечественного сырья стал первой «пощечиной» для пищевиков, собравшихся было ориентироваться на экспорт. «Для нас сейчас реальную проблему представляют местные поставщики, которые поставляют нам сырье. Интерес в сырье наших производителей возрос. Поставщики меняют условия поставок. Это становится для нас совсем не выгодно и неудобно. Если раньше была возможна отсрочка платежа, то сейчас необходима предоплата, так как россияне платят вперед и забирают товар. Это уже нехватка объема, на которого мы рассчитывали. Если говорить о поставках из других стран СНГ, наблюдается рост цен на сырье, так как Россия активировалась и закупает объемы для себя», — говорит директор по логистике и экспорту компании «Масло-Дел» Ольга Марцынкевич.

 

По ее словам, пищевики Казахстана, которые вполне могли обеспечить себя местным сырьем, теперь вынуждены обращаться к поставщикам сырья из Китая и из других стран. Высокие цены на отечественное сырье так же перекрывают путь на экспорт. «Приходит сторонний производитель в Казахстан. И, несмотря на расходы на транспортировку и прочее, на прилавках у него лежат продукты, стоимость которых намного дешевле, чем у такого же казахстанского производителя. Сравните хотя бы майонез «Три желания» и «Махеевъ». С дорогим сырьем экспорт невозможен», — выразил возмущение представитель компании «Алматинский продукт» Арман Медеулов и, полушутя, предложил ввести санкции против тех стран, откуда прибывают те самые дешевые продукты. К слову, казахстанские предприниматели не в первый раз предлагают ввести ограничения, а точнее, таможенные барьеры, для импортеров. В качестве примера приводят Узбекистан, где таможенная пошлина на ввоз пищевых продуктов составляет почти 90% от стоимости продукта, что помогает увеличивать объемы внутреннего производства.

 

Но от высоких пошлин тоже мало толку, пока сельское хозяйство находится в глубокой коме, считают производственники. Сегодня в Казахстане, по словам предпринимателей, переработчики вынуждены «тащить за собой» сельское хозяйство, так как им нужно как-то загружать производственные мощности, но при этом находятся в зависимости от малочисленных производителей драгоценного сырья, которые на правах монополистов могут диктовать свои условия. На собрании прозвучала также идея об укрупнении мелких сельхозпроизводителей, которые остаются никому не интересными.

 

Отечественных специалистов, как и сырья – дорогие единицы, что так же тормозит развитие предприятий. «Мы, к примеру, для запуска нового оборудования никого не смогли найти, наших кадров никто не готовит, — говорит руководитель компании «Арома» Елена Райкова. — Мы вынуждены искать их в ближнем и дальнем зарубежье. По пищевому производству есть ПТУ № 13, который выпускает специалистов в очень малых количествах и всех их забирает «Рахат». Для Алматы – это капля в море».

 

Мздоимство, распространенное в кругах органов, занимающихся процедурой экспорта товаров – старая проблема, особняком стоящая для казахстанских производителей, так же была упомянута среди основных препятствий. Не обошли вниманием проблемы с субсидированием. Нет конкретных инструкций по правилам субсидирования, говорят предприниматели, которые все еще не могут получить заявленную еще в апреле текущего года финансовую помощь от государства. Напомним, что для стимулирования экономики в 2014-2015 годах на уровне правительства было принято решение о выделении 1 трлн тенге из Национального Фонда. А между тем, по словам заместителя директора Алматинского филиала «Народного Банка Казахстана» Жаксылыка Минжасова, присутствовавшего на собрании, в октябре заканчивается срок выдачи средств, после чего государство отзывает невыданные деньги – банку было выдано 20 млрд тенге из 100 млрд, выделенных первым траншем для поддержки пищевой промышленности. По словам Жаксылыка Минжасова, из 100 компаний половина отказывается брать кредиты. На то, видимо, тоже есть основания.

 

«Нам, производственникам, опять же, очень обидно за то, что вопросы решаются через банки – они, если захотят, дадут денег, не захотят – не дадут. В 4-5 раз занижаются оценки. Наезжают на оценщиков, чтобы те занижали оценочную стоимость залогов», — назвали предприниматели одну из причин непривлекательности кредитов. По их словам, банки не хотят работать с «долгими» деньгами пищевого производства, чей бизнес всегда сопряжен с рисками.

 

Все же, несмотря на наличие препятствий, как сообщили в Палате предпринимателей, активность предпринимателей растет: происходящее на мировой политической арене влияет на казахстанский бизнес, предприятия сейчас мобилизуются и стараются максимально увеличить производство, повысить качество продукции и перестроиться на экспортоориентированность. Особенно это заметно в производстве продуктов питания — повысилось производство таких видов продуктов, как майонез, сливочное масло, мороженое, кетчуп, шоколад, чай, кофе, подсолнечное масло, молоко и сливки. По словам г-на Кошмамбетова, для того, чтобы проблемы предпринимателей решались в кратчайшие сроки и в упрощенном порядке, на данный момент Палата провела уже несколько совещаний с представителями промышленных предприятий, на основе которых разработала целый ряд предложений. В вышестоящие органы уже представлены такие предложения, как снижение ставки НДС с 12 до 6% для сельхозпроизводителей и предприятий пищевой промышленности, покупающих сырье, снижение себестоимости конечного продукта через субсидирование коммунальных тарифов в размере 50%, рассмотреть возможность возврата НДС для налогоплательщиков, осуществляющих обороты по нулевой ставке и другие.

 

 

КУРСИВъ