Откуда у вас деньги на машину? На учебу сына? В правительстве хотят получить право задавать россиянам такие вопросы, чтобы вывести на свет все теневые доходы и убедить граждан заплатить налоги.
Возможность всеобщего контроля над расходами россиян стала одной из главных новостей лета. Замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэлла Панина заявила, что в министерстве рассматривают введение системного контроля как доходов, так и расходов граждан для борьбы с теневой экономикой. И хотя потом МЭР опровергло слова служащей, осадок остался.
Во-первых, известно, что в правительстве уже несколько лет обсуждают возможности усилить налоговый контроль. А во-вторых, мониторинг расходов — это реально существующая инициатива: с таким предложением выступили некоторые российские регионы, жалующиеся на нехватку денег в местных бюджетах. Насколько реально введение контроля над расходами всех россиян, возможно ли это технически, чем это грозит гражданам и, главное, поможет ли это борьбе с теневой экономикой? Банки.ру собрал дюжину фактов о контроле над расходами граждан.
Факт 1. Идея появилась не вчера
Три года назад Минфин и ФНС уже заявляли о необходимости ввести контроль над крупными покупками, чтобы выявить «серые» зарплаты. Обсуждение свелось на нет: чиновники так и не поняли, как реализовывать идею на практике.
В прошлом году Федеральная налоговая служба запросила у Минфина право получать у банков информацию о счетах россиян для «совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности». Министерство финансов отказало.
Кроме того, неоднократно обсуждались инициативы по ограничению расчетов наличными между физлицами и юрлицами, а также возможность снизить размер НДС при безналичной оплате. Идеи также остались на стадии обсуждения — не было необходимой инфраструктуры.
Факт 2. Потери бюджета из-за теневой экономики огромны
15 млн россиян работают «в серую», из-за чего бюджет ежегодно теряет 2,3 трлн рублей неуплаченных налогов, заявила весной вице-премьер Татьяна Голикова. Всемирный банк в своем последнем докладе о России называет потери бюджета в 2,3% ВВП, учитывая размер ВВП за 2018 год, это составляет примерно ту же сумму — 2,4 трлн рублей.
Размер теневого сектора достигает 20% ВВП, считает Федеральная служба по финансовому мониторингу, а по данным МВФ, в «тени» находится треть российской экономики. По оценке Бэллы Паниной, потери бюджета в прошлом году составили 4 млрд рублей.
И это официальные цифры. Оценки экспертов более пессимистичны: совокупные потери бюджета и внебюджетных фондов могут достигать 6,5 трлн рублей в год.
«Первый шаг к выявлению теневого дохода – контроль соотношения доходов и расходов», — заявила Панина. Поэтому хотя вопрос и «трепетный», надо его решать, уверена чиновница.
Факт 3. Контроль расходов уже был, есть... и будет?
Впервые контроль над расходами был введен в новой России еще в 1990-е годы. Существовала специальная декларация, с помощью которой россияне были обязаны сообщать о покупке недвижимости, автомобилей, акций и долей в компаниях и даже золота в слитках. Но борьбе с «тенью» это не помогло: налоговики не могли определить источник денег. На вопрос, откуда деньги на покупки, самым распространенным ответом было: «Накопил». Доказать обратное у налоговиков не было возможности, и контроль сошел на нет. Тем не менее вплоть до 2003 года в Налоговом кодексе были статьи, в соответствии с которыми налоговики могли контролировать расходы россиян.
Практика подачи деклараций о расходах в России продолжается и сейчас, правда, не для всех. «Согласно ФЗ № 303 от 3 ноября 2015 года, декларировать свои расходы должны чиновники и депутаты», — говорит ведущий аналитик QBF Олег Богданов.
Есть и другой закон. «В соответствии с ФЗ № 273 «О противодействии коррупции», декларации о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера обязаны предоставлять государственные и муниципальные служащие, руководители органов публичной власти высшего звена, депутаты и так далее, а также их супруги и несовершеннолетние дети, — говорит профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина. — Причем контролируются не просто расходы, а соответствие расходов доходам вышеназванных лиц».
Эффективность этих законов соответствует русской пословице «Закон что дышло, как повернешь, так и вышло» и напоминает «русскую рулетку».
Факт 4. Скрывают налоги не только чиновники, но и целые госструктуры
Левые доходы могут быть не только у отдельных чиновников и госслужащих всех мастей, но и у целых государственных организаций. Например, у Федерального агентства по управлению государственным имуществом: в середине июня Счетная палата сообщила, что в Росимуществе не знают, сколько земель находится в их распоряжении, сколько из них сдается и какие доходы это приносит бюджету.
«Счетная палата проанализировала деятельность Росимущества и обнаружила многочисленные нарушения в работе при сдаче в аренду госземель, — говорит Людмила Пронина. — Российский бюджет недополучает от аренды государственных земель почти 440 миллиардов рублей в год, сообщили аудиторы Счетной палаты. А ведь ради такой же суммы власти решились провести крайне непопулярное повышение пенсионного возраста».
«Бюджет недополучает от аренды государственных земель почти 440 млрд рублей в год. Именно из-за такой же суммы власти решились повысить пенсионный возраст».
Факт 5. Толку от нынешнего закона мало
Что можно позволить себе на зарплату в 46 тыс. рублей в месяц, если у тебя двое детей (дочь-студентка и сын-школьник), а жена не работает? Замглавы управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу Илгиз Гарифуллин позволил себе две квартиры в элитных новостройках, 300-метровый таунхаус, наличные сбережения на сумму 29 млн рублей, 300 тыс. долларов и 300 тыс. евро, арсенал охотничьих ружей, коллекцию часов, свыше десяти автомобилей, включая Porsche Panamera GTS. Гарифуллин утверждает, что не брал взятки, но в Заельцовском райсуде Новосибирска решили иначе и в январе этого года приговорили чиновника к 13 годам колонии строгого режима, штрафу в 100 млн рублей и конфисковали все имущество в пользу государства.
Возможность конфискации имущества появилась у Генпрокуратуры в 2013 году, с тех пор было изъято «нажитого непосильным трудом» на 11 млрд рублей. С каждым годом растет число чиновников, которых увольняют, поймав на несоответствии доходов и расходов. В 2016 году по этой причине лишилось работы около 400 человек, в 2017-м – 1,2 тыс., в 2018-м — 1,3 тыс. человек. Но очевидно, что все это капля в море, ведь декларацию ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих.
Чтобы избежать лишнего внимания, чиновники массово разводятся, «оставляя» женам львиную часть состояния, у кого-то внезапно богатеют мамы-пенсионерки или тещи, в общем, формально закон есть, но работает он, вероятно, избирательно. «Стоит все же отметить, что сейчас ситуация в этой сфере улучшается, так как становится все эффективнее автоматический обмен налоговой информацией, позволяющий получать сведения об операциях и по зарубежным счетам», — считает президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин.
Впрочем, идея регионов немного в другом — наладить контроль над всеми гражданами страны. С миру по нитке, как говорится. Но насколько это возможно технически, есть ли в этом экономический смысл и нельзя ли как-то без этого обойтись?
Факт 6. Все будет возможно уже в ближайшем будущем
«Если говорить о приобретении имущества, права собственности на которое возникает в момент внесения сведений в государственный реестр (недвижимость, транспортное средство), то в таком случае контроль может быть организован уже в настоящий момент посредством информирования налоговых органов о соответствующих расходных операциях налогоплательщика», — говорит ведущий юрист юридической фирмы «Клифф» Евгений Мандрашов.
Действительно, при постановке автомобиля на учет ГИБДД сообщает информацию налоговикам: передает все данные для транспортного налога, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра. Но этого недостаточно.
«Большая часть операций технически никак не регистрируется: товары так называемых люксовых категорий, предметы роскоши, работы и услуги, оказываемые в отношении уже имеющегося имущества (например, дорогостоящий ремонт или улучшение уже имеющейся недвижимости, строительство бассейна и прочее, — говорит Мандрашов. — Из-за этого организовать сплошной контроль над расходными операциями и декларированием всеми категориями налогоплательщиков представляется маловероятным в ближайшей перспективе».
Но все эти трудности — вопрос времени. Развитие безналичных платежей, совершенствование IT-платформ, онлайн-кассы, обмен информацией между ФНС и ФТС России, включение в систему «маркировки» все большего количества товаров, информация об операциях от российских банков, налоговых органов зарубежных стран и отдельно – от стран – участниц СНГ – все это постепенно сделает контроль все более масштабным.
Факт 7. Налоговикам помогут банки
«Немалую, если не главную, роль будут играть банки, ведь именно они знают все приходы и расходы клиентов, — говорит директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. — Безусловно, они могут оказать поддержку в этом вопросе. Ведь сейчас применяются практики, когда в случае необходимости физлицу могут заблокировать счета в случае неуплаты штрафов и по решению суда списать задолженности».
В какой-то степени сотрудничество с банками может быть даже удобно. «Сегодня большинство граждан не занимается самостоятельным оформлением налоговой отчетности, поэтому введение обязанности декларировать расходы может вызвать трудности, — говорит президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин. — Cамо по себе «декларирование расходов» звучит скорее негативно, так как ассоциируется с лишними и непонятными действиями для граждан. В то же время сейчас достаточно технологий, позволяющих учитывать расходы. Так, можно выгружать данные с банковских приложений – сейчас многие ведут учет своих расходов по карте именно с помощью мобильного банка».
Факт 8. Тени не исчезают даже в полдень
Отслеживать покупки можно только при оплате картами, и есть немало тех, кто не готов полностью отказаться от наличности. В частности, в переменах не заинтересованы продавцы автомобилей. Нередко в автосалонах при оплате картой начисляют дополнительную комиссию.
Кроме того, хотя покупка недвижимости или автомобиля проходит через соответствующие реестры и регистрируется, доказать, какая именно сумма была уплачена за покупку, невозможно. Довольно распространена ситуация, когда официальная цена занижается.
Еще один вариант: оформлять покупки на третьих лиц, имеющих легальные доходы, или вместо договора купли-продажи оформлять дарственную. «Кому надо, сделки спрячет без проблем, — уверен начальник управления аналитики и стратегического маркетинга Промсвязьбанка Николай Кащеев. — Можно закручивать гайки сколько угодно, но люди занимались каким-то «бизнесом» даже в 1930-е годы».
Допустим, что-то останется в тени навсегда, но очевидно, что можно «засветить» существенную часть доходов и повысить тем самым собираемость налогов. Только вот нужно ли это делать?
Факт 9. Контроль над расходами вторичен
«Европейский банк не будет проводить платеж за дом, пока вы не предоставите документы о том, как вы заработали условный миллион евро. Если вы получили деньги от продажи предыдущей недвижимости, то вас попросят предоставить документальное подтверждение дохода, который позволил ранее эту недвижимость купить», — рассказывает глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group Никита Рябинин.
По сути, это косвенный контроль над расходами. В него вовлечены нотариусы и юридические фирмы, которые должны проверять источник происхождения средств при любой крупной финансовой трансакции.
Самые низкие показатели теневого сектора экономики именно в тех странах, где контроль за доходами и расходами граждан занимает большое место, обращает внимание Вячеслав Абрамов. Это США, Япония и Китай. Но это вовсе не служит аргументом для введения аналогичного контроля и в России. «Если эти страны параллельно с проведением реформ по всеобщему декларированию или реализацией мер по контролю над расходами улучшали внутренний инвестиционный климат, они получили положительный эффект, — говорит аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. — Но роль контроля над расходами или доходами сама по себе вторична».
Факт 10. Даже теневые расходы работают на экономику
Финансовые власти нашли не лучший момент для борьбы с теневым сектором экномики. Ведь помимо очевидной проблемы в виде неуплаченных в бюджет налогов «серый» бизнес предлагает и важное решение.
Когда мы говорим о самозанятых, индивидуальных предпринимателях, малом и среднем бизнесе, надо иметь в виду, что полученные доходы редко идут на покупку предметов роскоши или выводятся из страны на счета зарубежных банков. Учитывая, что доходы в стране падают шестой год назад, можно смело предположить, что зарплаты «в конвертах» моментально уходят в легальный сектор экономики в виде потребительских расходов. «Контроль за расходами граждан, относящихся к среднему классу и к малоимущим, которые живут от зарплаты до зарплаты или даже получают пособия по бедности, не имеет смысла, — считает Людмила Пронина. — В целом увеличение расходов граждан стимулирует потребление, а значит, рост экономики».
Было бы полезно, если бы в МЭР задумались не о контроле расходов, а о том, как устранить причины, которые загоняют обычных людей «в тень». «Сложность официального ведения бизнеса или большая налоговая нагрузка такова, что ставит под сомнение целесообразность деятельности вне «тени», — подсказывает ответ руководитель управления регионального развития ИФК «Солид» Алексей Клочко. «Невозможно выйти на свет, если свет сжигает», — говорит Николай Кащеев.
(Почти) факт 11. Контролю над расходами — быть
Пока перспектива всеобщего контроля над расходами неясна. Замдиректора департамента МЭР озвучила намерение властей, но не сообщила никаких деталей: каков порог расходов, подпадающих под декларирование, будут ли проводиться проверки в случае подарков на крупную сумму и пр.
Системы контроля расходов россиян не будут введены завтра, но если правительство о них заговорило, то вскоре может появиться очередной законопроект, считает Вячеслав Абрамов.
«Вопрос экономического роста не стоит на повестке дня, так что налоговый пресс может нарастать и далее», — рассуждает Николай Кащеев.
Факт 12. Контролировать — так по-крупному
Борьбу с неуплатой налогов следует начинать с тех, кто получает нелегальные доходы в особо крупных размерах, считают эксперты.
«У государства есть все механизмы для того, чтобы максимально усложнить жизнь коррупционерам, перекрыв доступ к возможности покупать недвижимость, автомобили, драгоценные изделия, предметы искусства, обязав делать все платежи с определенной суммы в безналичной форме, а банкам — проверять происхождение средств и подтверждать уплату налогов по этим средствам, — говорит Никита Рябинин. — Но для этого нужна политическая воля, ведь эта борьба в первую очередь ударит по интересам коррупционеров».
Милена БАХВАЛОВА, Banki.ru