При любом сценарии без ввода в разработку новых месторождений и (или) дальнейшего развития Кашагана, с 2022 года в Казахстане ожидается падение добычи нефти.

А без реализации проекта будущего развития ТШО («Тенгизшевройл»), 2-й фазы Кашагана и 3-ей фазы КПО («Карачаганак Петролиум Оперейтинг») – уже с 2015 года, говорится в докладе о перспективах развития топливно-энергетического комплекса, подготовленном ассоциацией «KAZENERGY». По мнению специалистов ассоциации, это связано со снижением инвестиционной привлекательности геологоразведки.

 

«Мы поднимаем вопрос о том, что нужно усиливать привлечение инвестиций в геологоразведку, так как за последнее десятилетие мы видим, что основные инвестиции в нефтяной сфере были в разработку уже открытых месторождений, — отметил, презентуя доклад, генеральный директор ассоциации «Kazenergy» Асет Магауов. — В стадию геологоразведки практически никаких инвестиций не было привлечено. И это в далекой перспективе повлечет снижение добычи нефти, если не будет предпринято соответствующих усилий со стороны правительства», — заключил он.

 

В качестве одного из путей решения этой проблемы ассоциация предлагает вернуться к практике заключения совмещенных контрактов на разведку и добычу. «Сейчас, получается, если инвестор вкладывается в разведку месторождений, у него нет гарантий, что контракт на добычу будет с ним подписан. Мы ставим вопрос, чтобы опять этого разделения не было», — поясняет Асет Магауов.

 

Следует также облегчить налоговую нагрузку на недропользователей, полагают в «Kazenergy». «С учетом глубины наших месторождений и того, что условия наших месторождений (содержание меркаптана, сероводорода) требуют значительных инвестиций в освоение, дальнейшую переработку и доведение до товарной кондиции, предполагаем для стимулирования инвестиций и налоговые послабления должны быть, — отметил г-н Магауов. — Мы полагаем, что оптимальным уровнем вместо текущих 68-70% было бы 60-63% налоговой нагрузки. Конечно, здесь у налоговых органов — свои задачи по пополнению бюджета, обеспечению выплаты стабильных социальных выплат. Наша задача – объяснить, что благодаря такому снижению у нас будет налогооблагаемая база расти, то есть появятся дополнительные месторождения, дополнительные рабочие места, и, снизив в одном месте, мы за счет роста налогооблагаемой базы можем больше налогов собирать», – считает А.Магауов.

 

«Кроме того, очень у нас сложная система экологического регулирования, вопросы двойной ответственности, когда сначала взимается ответственность за причиненный ущерб, потом отдельно административный штраф накладывается, потом налоговики обкладывают это десятикратным налоговым сбором за сверхнормативные выбросы, — отметил генеральный директор «Kazenergy». — То есть, фактически природопользователю по одному и тому же факту 2-3 раза приходится оплачивать. Мы считаем, что не надо смешивать экологическую и налоговую ответственность. То есть, если компании экологический ущерб нанесли, чтобы они отвечали только по Экологическому кодексу. А вопросы Налогового кодекса должны регулировать вопросы экономического обложения, то есть условия работы с точки зрения налогов».

 

Генеральный директор «Kazenergy» сообщил, что работа по решению этих вопросов будет вестись в рамках кодекса «О недрах», который предположительно будет состоять из трех частей: одна общая и две особенные, касательно добычи твердых полезных ископаемых и добычи нефти и газа углеводородов: «Мы полагаем, что недропользователи, занимающиеся добычей твердых полезных ископаеиых, тоже будут заинтересованы в совмещенных контрактах на разведку и добычу. Этим занимается ассоциация горно-металлургического комплекса, мы с ними стараемся коррелировать свои предложения, скорее всего, я думаю, они тоже будут поддерживать это предложение».

 

По данным «Kazenergy», потенциальные запасы нефти и газового конденсата в РК составляют 17 млрд. тонн, балансовые – 5,3 млрд. тонн . Государственным балансом учтено 241 месторождение.

 

Разведочных контрактов в Казахстане заключено 148, в том числе в рамках соглашений о разделе продукции – 13, на совмещенную разведку и добычу — 73, на разведку — 62 (в т. ч., заключенные после 24.06.2010 г, после принятия Закона «О недрах и недропользовании», сервисных контрактов – 0).

 

 

Источник: КУРСИВъ