Десять лет назад предполагалось, что достижение пика рынка нефть это довольно простой и прозрачный процесс. Было принято думать, что добыча нефти перестанет расти уже в середине прошлого десятилетия. Колебания цен на сырьевом рынке генеральный секретарь ОПЕК называет сезонными и считает, что странам-экспортерам не надо принимать никаких действий для их корректировки.

 

Дефицит энергоресурсов должен был привести к тому, что цены вырастут, спрос упадет, экономика застопорится. В конечном итоге, произошла бы большая экономическая депрессия.

 

К счастью или нет, но реальная ситуация оказалось гораздо сложнее, чем ожидалось. Производство традиционной нефти действительно достигло своего максимума около 2005 г., и многие явления, которые должны были произойти, происходят и сейчас.

 

Цены на нефть в первые годы прошлого десятилетия росла быстро, и стоимость этого активы выросла в несколько раз, достигнув $100.

 

Такой быстрый скачок цен привел к замедлению многих национальных экономик и сократил потребление нефти. Но реальные экономические трудности еще не начались.

 

Много из этого связано с реакцией властей и увеличением государственного вмешательства в экономику. В случае с США, Вашингтон включил современный эквивалент печатного станка и начал раздавать деньги, которые были использованы для разработки дорогостоящих источников нефти и газа. Высокие цены в сочетании с дешевыми деньгами привели к сланцевому буму.

 

Добыча нетрадиционной нефти в США выросла на 3,3 млн баррелей в сутки за последние четыре года. Этот скачок был неожиданным для большинства, хотя это просто еще одно последствия беспрецедентно высоких цен на нефть, который были вызваны отсутствием достаточного количества "обычной" нефти.

 

Но за исключением всплеска добычи в США, рост производства не наблюдается во всем мире. Ни одна другая страна пока не начала добывать значительные объемы сланцевого газа и нефти. В России, например, добыча традиционной нефти вскоре может достигнуть своего максимума, а на развитие перспективнейших месторождений в Арктике потребуется несколько лет.

 

Добыча в Бразилии и Мексиканском заливе стагнирует, а ситуация на Ближнем Востоке вообще непредсказуема. И все это происходит на фоне того, что мировой спрос на нефть будет расти ежегодно на несколько миллионов баррелей в сутки.

 

Если не учитывать разработку сланцевых месторождений, то необходимо признать, чтобы добыча нефти сокращается, а значит, все остальные последствия пика нефтяного рынка должны начать чувствоваться в ближайшее время. Цены будут гораздо выше, чем сейчас, а великая рецессия вернется с новой силой и всеми вытекающими последствиями.

 

Пик нефтяного кризиса, который плавно идет в течение последних десяти лет, не прошел, просто он оказался более продолжительным, чем ожидалось. Проблема в том, что существование пика нефтяного кризиса в настоящий момент признают немногие. Но если ситуация не изменится, то через пять лет это должно быть очевидным для всех.