Евразийский экономический союз (ЕАЭС) существует с начала 2015 г. Изначально в него вошли Россия, Беларусь, Армения и Казахстан, в августе 2015 г. присоединилась Киргизия. С тех пор ЕАЭС пока не принимал новых полноправных членов, однако он открыт для сотрудничества со всеми странами (не только евразийскими) и уже успел существенно расширить свою географию сотрудничества: в 2016 г. вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом, в 2018 г. были подписаны временное соглашение о ЗСТ с Ираном, соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем и меморандум о взаимопонимании с Кубой.
Также в 2018 г. статус страны-наблюдателя в ЕАЭС получила Молдавия. Обсуждаются возможности заключения различных соглашений с Египтом, Индией, Монголией, Таиландом, Сербией и Сингапуром.
Сейчас ЕАЭС особенно близок к подписанию соглашения о ЗСТ с Сербией, государством в Юго-Восточной Европе, которое является кандидатом в члены Европейского союза (ЕС). Это примечательно, поскольку в сложившейся мировой политической обстановке сближение Сербии с Россией вызывает неудовольствие руководства ЕС и Вашингтона, и западные СМИ уже высказывают мнение, что ЗСТ с ЕАЭС снизит шансы Сербии на вступление в ЕС. Тем не менее Сербия продолжает сближение как с ЕАЭС в целом, так и с Россией.
Следует напомнить, что между Россией и Сербией уже есть отдельная ЗСТ. Две страны связывает давняя история дружеских отношений, общая славянская и православная культура и схожесть политических взглядов. Кроме того, Россию и Сербию связывает сотрудничество в сфере обороны. Немалую роль в российско-сербских отношениях играет также газ, который РФ уже много лет продает Сербии по льготной цене.
Планируется, что в ближайшее время в Сербию через Болгарию будет продлен строящийся газопровод «Турецкий поток», которому предстоит пройти из Краснодарского края РФ в Турцию по дну Черного моря. Пройдя Сербию, газопровод продлится в Венгрию. Это позволит Сербии, которая уже является крупным потребителем российского газа, стать его важным транзитером, что принесет стране немалый доход.
Отдельную благодарность со стороны сербского народа вызывает позиция РФ по отношению к Косово. Россия не признает этого самопровозглашенного государства, отделенного от Сербии в результате военного вмешательства НАТО. В свою очередь, Сербия не поддерживает западные антироссийские санкции.
В феврале 2018 г. президент Сербии Александр Вучич в ходе встречи с главой российского МИД Сергеем Лавровым заявил, что, несмотря на давление со стороны руководства ЕС и Вашингтона, Сербия никогда не присоединится к санкциям против России, т.к. две страны никогда ничего не делали во вред друг другу.
Интерес к ЕАЭС Сербия проявляет уже несколько лет. ЗСТ с Союзом даст стране возможность на льготных условиях вести торговлю с пятью государствами с общим населением более 186 млн. человек. Для Сербии это возможность значительно расширить свою торговлю, а также сделать свою экономику более независимой от Запада. Следует отметить, что Сербия получает финансовую помощь от ЕС, и отказ присоединяться к антироссийским санкциям может привести к тому, что Запад попробует использовать эти дотации как рычаг для давления на Сербию.
Намек на такой сценарий содержался в докладе комитета по иностранным делам Европарламента, опубликованном в ноябре 2018 г., в котором руководство ЕС призвало Сербию «привести свою политику в соответствие с политикой ЕС», «снизить зависимость от российского газа» и напомнило ей о дотациях, которые страна получает. Также в документе выражалось беспокойство по поводу военного сотрудничества Сербии с РФ и Беларусью.
Однако Сербия нарушать отношения с Россией и прекращать покупать ее газ по выгодной цене не собирается. Требования ЕС перестать протестовать против признания независимости Косово у сербов энтузиазма также не вызывают. А это значит, что давление со стороны ЕС будет только сближать две страны. Россия и ее партнеры вполне в состоянии помочь Сербии укрепить ее экономику в случае, если ЕС лишит ее своей финансовой помощи.
Работа над ЗСТ Сербия – ЕАЭС получила значительный импульс в январе 2019 г., когда страну с официальным визитом посетил президент РФ Владимир Путин. Встреча прошла в особо торжественной обстановке: Александр Вучич всячески стремился продемонстрировать значимость визита российского лидера для его страны. Национальные лидеры обсудили российско-сербские отношения и ситуацию на Балканах. По словам В.Путина, складывается впечатление, что сербский народ специально «растащили по разным государственным квартирам». Также была затронута тема газа. Вучич заявил, что его страна хочет получать газ по самой благоприятной цене, и что такая цена именно у российского газа.
Тогда же В.Путин выразил надежду, что соглашение о ЗСТ между Сербией и ЕАЭС будет подписано до конца 2019 г., и что ЗСТ расширит торговые возможности Сербии и ЕАЭС, а также упомянул, что Россия намерена увеличить поставки газа в Сербию до 3,5 млрд куб. м в год к 2022 г., для чего ведется работа по расширению сербской газотранспортной сети. По мнению В. Путина, это поможет укрепить энергобезопасность как Сербии, так и всего Балканского региона.
В феврале 2019 г. состоялась встреча вице-премьер-министра Сербии Расима Ляича с министром экономического развития РФ Максимом Орешкиным. В ходе встречи Ляич заявил, что соглашение о ЗСТ его страны с ЕАЭС должно быть подписано как можно быстрее.
Также к скорейшему заключению договора о ЗСТ с Сербией призвал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании Евразийского межправительственного совета, состоявшемся в начале августа 2019 г. в Киргизии.
В конце августа 2019 г. Р. Ляич сообщил, что соглашение о ЗСТ между Сербией и ЕАЭС будет подписано в октябре 2019 г., для чего он планирует приехать в Москву.
Это заявление вызвало серьезное беспокойство на Западе. В американской прессе появились сообщения, что решение Сербии создать ЗСТ с ЕАЭС может помешать ее вступлению в ЕС, и что если она желает попасть в Евросоюз, то должна согласовывать такие шаги с его руководством.
После этого Европейская комиссия опубликовала сообщение, в котором напомнила, что по имеющимся договоренностям, Сербия может заключать подобные соглашения до своего вступления в Евросоюз, однако перед вступлением в ЕС она должна будет их все расторгнуть.
Тем не менее отказываться от ЗСТ с ЕАЭС, поддерживать антироссийские санкции или еще каким-то образом портить отношения с Россией Сербия не собирается. Учитывая остроту ситуации, сложившейся в отношениях России и Запада, а также принципиальные разногласия между Сербией и Западом по поводу края Косово и отсутствие у западных стран приемлемой замены российскому газу, нельзя исключать, что решение Сербии создать ЗСТ с ЕАЭС означает ее будущий отказ от членства в ЕС и окончательный поворот в сторону России.
Источник https://stanradar.com