Киргизия задолжала Китаю около 30 процентов своего ВВП, больше доля только у Джибути, Мальдив, Конго и Тонги — такие данные приводятся в июньском исследовании Института мировой экономики. По официальным данным, страна должна Китаю 1,7 млрд долларов, хотя еще в 2008-м долг Китаю не превышал 10 млн.
Пекин кредитует Бишкек в обмен на участие в крупных проектах, преимущественно в энергетике, среди которых: модернизация ТЭЦ Бишкека (проведенная китайской компанией TBEA на 386 млн долларов, выделенных Экспортно-импортным банком КНР), строительство подстанций «Датка» и «Кемин» и ЛЭП между ними на 400 млн долларов, НПЗ в городе Кара-Балта мощностью 800 тысяч тонн нефти в год (оценка — 250 млн долларов). Ряд китайских компаний участвует также в освоении месторождений золота, против чего выступают местные жители.
Годовой товарооборот между странами составляет около 2 млрд долларов, из них 1,9 млрд — китайский экспорт в Киргизию. Китай выделяет также различные гранты, в частности на ремонт дорог, археологические раскопки и даже на развитие киргизской армии (14 млн долларов в 2017 году). За счет китайских средств открыт ряд учебных заведений.
Так, в 2017 году в Бишкеке начала работать школа с углубленным изучением китайского языка, там же работает киргизско-китайский университет «Новый Шелковый путь», а в Кара-Балте открыт филиал китайского Северо-Западного университета. По официальным данным, в 2018 году в Киргизию прибыли 35 тысяч граждан КНР, по неофициальным — в несколько раз больше. В начале 2019 года в Бишкеке прошел ряд антикитайских митингов, были задержаны несколько десятков человек.
По неофициальным оценкам, Китай вложил в Казахстан до 80 млрд долларов, а доля китайских компаний составляет около четверти нефтегазовой отрасли страны. Официальная задолженность Казахстана перед Китаем — около 12 млрд долларов, впрочем, в долговом списке Китай уступает Нидерландам (около 50 млрд), Британии и США. В сентябре 2019 года в Нур-Султане, Алматы и Жанаозене прошли акции против китайской экспансии, в ходе которых были задержаны десятки человек.
В том же 2016 году новые украинские власти согласовали с КНР еще одну кредитную линию на 3,6 млрд долларов для «Нафтогаза», а в 2018-м объявили о намерении взять кредитов еще на 7 млрд долларов, в частности на строительство ж/д из аэропорта Борисполь в Киев, четвертую ветку киевского метро и бетонную дорогу Кременчуг — Одесса — Николаев. В июле 2019 года страны договорились об инвестпроектах на 10 млрд долларов, включая строительство дороги вокруг Киева, проекты по развитию сельского хозяйства и разработку китайцами газовых месторождений. Капитал из КНР затронул также оборонный сектор: в августе 2019 года китайские компании Skyrizon и Xinwei Group приобрели более 50 процентов одного из ключевых предприятий «Мотор Сич».
В числе приоритетных направлений для Китая транспортные и инфраструктурные проекты, такие как железнодорожная магистраль Китай — Киргизия — Узбекистан, стоимость которой оценивается в 1,3–2 млрд долларов. Еще в середине 2000-х Пекин выделил 2,4 млн долларов на технико-экономическое обоснование дороги. В числе крупнейших проектов КНР также железная дорога Ангрен — Пап с тоннелем на перевале Камчик, который обошелся в 455 млн долларов. В 2019 году Узбекистан и Китай подписали соглашение о создании совместного инвестфонда на 1 млрд долларов.
Туркмения наторговала с Китаем по итогам 2018 года на 8,4 млрд долларов (рост на 22 процента к 2017 году). Основу закрытого бюджета страны составляет экспорт газа, более 90 процентов которого идут в Китай. С 2009-го по газопроводу Туркмения — Китай (пролегающему через Узбекистан и Казахстан и построенному при участии КНР) Пекин импортировал уже более 250 млрд кубометров газа. Сообщалось, что Туркмения взяла у Китая значительные льготные кредиты на разработку одного из крупнейших в мире газовых месторождений Галкыныш, но их объем не разглашается, и эксперты затрудняются в оценке долговых рисков.
В списке главных инвесторов в Грузию в 2018 году Китай был на пятом месте с вложенными 75,7 млн долларов (в 2017-м — 52 млн). Среди крупных проектов: построенный компанией Hualing олимпийский микрорайон рядом с Тбилиси на 420 га, международная специальная экономическая зона в Тбилиси, ряд энергетических объектов. В 2017-м China Energy Company Limited приобрела у властей Грузии 75 процентов Свободной индустриальной зоны Поти за 10 млн долларов, обязуясь инвестировать в нее еще 150 млн в ближайшие годы.
Всего, по статистике, Китай создал в Грузии более 5 тысяч рабочих мест. Кроме того, с начала 2018-го действует соглашение о свободной торговле между странами, по итогам 2018-го товарооборот достиг 1,03 млрд долларов, а КНР заняла четвертое место среди основных торговых партнеров.
КНР также осуществляет в Армении отдельные инвестиционные проекты: в 2010-м было запущено совместное предприятие «Шанси-Наирит» по производству каучука, а с 2016 года китайская корпорация Sinohydro участвует в строительстве армянского участка транспортного коридора «Север — Юг».
Источник stanradar.com