Мытарства нашего сельского хозяйства
На днях объявили, что скоро подорожает бензин и в результате вырастут цены на продукты. Понятное дело, что больше всего начнут дорожать импортные продукты питания. Эта новость в какой уж раз заставляет задуматься о нашем сельском хозяйстве, о том, когда же оно начнет полностью покрывать наши нужды в качественном и недорогом продовольствии. Каждый год наблюдается прирост инвестиций в сельское хозяйство. Однако его доля в структуре ВВП уже четвертый год подряд сокращается. Так, в первом полугодии текущего года сельское хозяйство формировало 2,4% ВВП. В прошлом году этот показатель составлял 4,4%, а в 2017 году – 4,5%, в 2016 г. – 4,6%, в 2015 году – 4,7%.
Вдобавок мы умудряемся терять свой сельскохозяйственный потенциал. В 1990 году в Монголии поголовье мелкого рогатого скота составляло 25 млн, а в Казахстане - 35 млн. Сейчас же в Казахстане это поголовье равно 18 млн, а в Монголии - в три с половиной раза увеличилось. К тому же там каждый сезон нарождается 45 млн молодняка, который отправляют на убой и экспортируют. В верхах сетуют, что в нашем сельском хозяйстве очень низкая производительность труда - всего 5 тыс. долларов на человека, указывая на Беларусь и Россию, где этот показатель равен, соответственно, 33,5 и 18,4 тыс. долларов.
Говорят, что нужно возделывать более дорогостоящие сельхозкультуры. Но проблема не только в этом, а в отсутствии достаточных инвестиций, что позволит переходить фермерам на новые технологии, покупать технику и научные разработки. А над всем этим стоит более «глубокая» проблема – коррупция, отсутствие соответствующей культуры знаний, почитания науки. То есть проблемы нашего сельского хозяйства являются частью главной беды Казахстана – его демодернизации и архаизации.
В нашей сельскохозяйственной отрасли до сих сохраняются методы работы еще наших предков. К примеру, в животноводстве продолжают использовать естественное оплодотворение скота, не принимая даже искусственного осеменения, не говоря уже об эмбриональном оплодотворении. А из-за этого скотина болеет разными болезнями, слабеет ее генотип. Словом, наши аграрии живут еще в 19-м веке. Мало кто из молодых людей идет в «сельскохозяйственные» научные исследования.
Так, в стратегически необходимом семеноводчестве, селекции семян, сейчас очень мало остается работать выпускников вузов, научных институтов, из тысяч - единицы. Сегодня в научной сфере работают только «лохи», если следовать негласному лексикону социальной иерархии. В итоге мы покупаем семена во Франции и Германии.
Низкая технологизация сельскохозяйственной отрасли видна уже по одной цифре.
Например, в Казахстане из всего объема произведенной продукции овощеводства и плодоводства перерабатывается всего лишь 2-3 процента. Как показывают реалии, попытки людей, не имеющих могущественных коке, запустить нужное технологичное сельхозпроизводство «наталкивается на массу административных барьеров». Как говорится, и в сельском хозяйстве рулят правила агашек и коке. И кто их не имеет, тот предоставлен самому себе. Как известно, краеугольный камень «методологии» наших агашек, коке – это не париться долго и не философствовать, а просто добывать и экспортировать сырьё.
В частности, для экспорта 1000 тонн муки необходимо нанять от 70 до 130 человек. А для экспорта 1000 тонн пшеницы достаточна работа трех человек. При этом за тонну муки за рубежом можно получить 300 долларов, а за тонну зерна – 180. Вот и вся арифметика мотивов агашек. В этой связи отметим, что по данным Всемирного банка, «к 2030 году производство зерна в Казахстане может сократиться на 37% из-за воздействия изменения климата».
Как показал отечественный экономист Жарас Ахметов, ключевая проблема нашей экономики - это «государственная поддержка, создающая неравные условия. Все остальное — вторично». И этот вывод он сделал на примере господдержки сельхозпроизводителей. В региональном разрезе больше всего «сельскохозяйственных» инвестиций идут в Северо-Казахстанскую — 62,6 млрд тенге, Акмолинскую — 35 млрд тенге и Костанайскую области — 32,7 млрд тенге. Эти три региона аккумулируют 49,4% (130,2 млрд тенге) всех инвестиций в отрасль (данные за январь-август т.г., но эта картина повторяется уже долгое время).
Заметьте, весь регион расположен вблизи центра принятия решений и раздач ресурсов – столицы страны. Помимо этого, в этом регионе находятся основные сельскохозяйственные земли нашей элиты. Поэтому не случайно почти все указанные инвестиции – это государственные средства. Они выделяются в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы с общим бюджетом в 2774,6 млрд. тенге.
Однако при этом больше всего полезной отдачи от сельскохозяйственных предприятий, расположенных на юге страны. Чуть больше 700 тыс. человек (преимущественно в южных регионах) в личных подсобных хозяйствах на 0,3% от всех сельхозугодий производят больше 45% всего валового выпуска сельскохозяйственной продукции. И делают они это с минимальной господдержкой, отражающейся лишь в предоставлении небольшого объема ГСМ, удобрений по льготным ценам.
В то время как на остальных сельхозугодиях страны (в большинстве своем в северных областях) латифундисты, с помощью крупных государственных дотаций, обеспечивают остальную часть валового выпуска сельскохозяйственной продукции. Как правило, самые крупные фермерские хозяйства находятся в северных регионах, имея земельные наделы больше 5000 га. Ими обрабатывается около 50% всех земель сельскохозяйственного назначения.
Средние и мелкие фермерские хозяйства (от 3 до 500 га и выше) находятся преимущественно в южных регионах, занимающихся возделыванием зерновых, кормовых, технических, овоще бахчевых, плодово-ягодных культур. В северных областях выращиваются зерновые и масличные культуры, а в последние 5-7 лет здесь, при поддержке государства, активно развивается животноводство, в том числе за счет закупа племенных пород за рубежом. На закуп этих пород потратили немало средств. А коэффициент полезной отдачи был очень низкий. Причем много закупленных элитных бычков и телок погибло, не вписавшись в наш климат и т.д...А тем временем кто-то из родственников больших коке хорошо наварился на этом непродуманном и непроработанном проекте.
Между тем лично-подсобные хозяйства сегодня производят до 70% всей животноводческой продукции в Казахстане. Эти хозяйства состоят из простых семей в сельских местностях, в которых «в среднем от 1 до 3 коровы, овцы и козы, домашние птицы, небольшой огород, площадь которого может варьироваться от нескольких соток до 0.25-1 га». Следует помнить, что в Казахстане из всех 8,5 млн трудозанятых - 2 млн человек работает в сельскохозяйственной сфере.
При этом 45% нашего населения живет в сельских местностях и доходы почти 30% работающих казахстанцев сконцентрированы в сельском хозяйстве. Эти цифры показывают высокую значимость данной сферы экономики для нашего народа. Вместе с тем около 390 тыс. человек, занятых в личных подсобных хозяйствах, имеют доходы ниже 2 величин прожиточного минимума. Вообще, самые низкие зарплаты по стране – именно в сельском хозяйстве.
Источник stanradar.com