Что эксперты думают о возможном повышении акциза на топливо в Казахстане.
«Подорожает или нет бензин?» – вопрос номер один для потребителей в последние дни. Министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что до конца года акциз на бензин менять не будут. Ранее,министр национальной экономики Руслан Даленов говорил о том, что рассматривается вопрос повышения акциза на топливо. Сейчас он составляет восемь тенге и может быть увеличен на 10 тенге.
«Бензин подорожает или нет – мы это сейчас обсуждаем. Если увеличение пойдет «сверху» акциза, то, думаю, процентов на шесть (вырастет цена на литр бензина) , если останется «внутри», то (цена на бензин) останется прежней. Предельно на 10 тенге может подорожать», – сказал министр нацэкономики.
Мнение экспертов о том, есть ли необходимость повышать цены на бензин, защитит ли эта мера внутренний рынок Казахстана от дефицита, который может возникнуть после запуска единого рынка нефтепродуктов на пространстве ЕАЭС при сохранении разницы цен между государствами-участниками, и на что возможен ориентир в ценах – на российский или, может быть, европейский рынок.
Андрей Чеботарёв, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане:
– Согласно заявлениям министра нацэкономики, ориентирование идет на цены в России и даже называется внешняя причина повышения акциза – чтобы россияне не закупали у нас бензин, так как большая разница в цене подстегивает контрабанду и другие процессы. В этом есть доля правды.
Озвученное повышение акциза может поднять цену на 10 тенге, то есть на 6,5%. В тоже время цена 92-го бензина в Москве сейчас 41,6 рубля, то есть 254 тенге, а это на 67% больше текущей цены (внутри Казахстана.). Для того чтобы добиться такого повышения (цены на топливо внутри Казахстана), акциз надо поднимать не в 2,5 раза, в 13 раз.
Если же министерство хочет ровняться на европейские цены, то речь идет о 1,42 евро за литр 95-го в Германии, 1,3 евро – в Испании, 1,59 – в Италии. То есть 617 тенге, что выше наших текущих цен ровно в 4 раза.
Средняя цена бензина по всему миру составляет 1,1 доллара за литр 95-го бензина (около 429 тенге за литр в пересчете по официальному курсу 389,86 тенге за доллар
Казахстан входит в топ-10 стран мира с самым дешевым бензином. Дешевле, чем у нас, топливо стоит в Туркменистане (0,43 доллара), Нигерии (0,4 доллара), Анголе (0,39 доллара), Иране (0,29 доллара), Судане (0,14 доллара), Кубе (0,09 доллара) и, конечно, Венесуэле, где бензин формально бесплатный.
Стоит отметить, что кроме стремления к российским и тем более европейским ценам на топливо, стоило бы стремиться и к качеству топлива, которое пока оставляет желать лучшего в Казахстане.
С точки зрения экономики можно найти причины и для повышения, и для удержания цен. Действительно, низкие цены создают предпосылки для разного рода манипуляций такими товарами на границах, особенно в условиях единого таможенного пространства. Также при дешевом бензине возможен его дефицит, что мы уже наблюдали в прошлом году.
Однако к каждой конкретной ситуации надо подходить взвешено. Объем производства бензина и дизельного топлива, за последний год увеличился на 12,9% и 8,8% соответственно: бензина – до 2,8 млн тонн, дизтоплива – до 3,3 млн тонн за январь–август 2019 года. При этом 97% дизельного топлива и 99% бензина было произведено на Павлодарском, Атырауском и Шымкентском нефтеперерабатывающих заводах. До конца 2020 года планируется построить мини-НПЗ в Западно-Казахстанской области. В Туркестанской области уже на 30% завершено строительство мини-НПЗ, начало работы этого завода запланировано на 2021 год. Начато строительство мини-НПЗ в Карагандинской области. Мощности мини-НПЗ заявлены на уровне от 750 тыс. до 1 млн тонн продукции в год. Что говорит о том, что бензина будет только больше.
При этом все идет с бензином настолько хорошо, что Казахстан экспортировал 32,6 тыс. тонн бензина в январе-сентябре текущего года. В таких условиях повышение акциза сейчас, тем более сразу в 2,5 раза выглядит достаточно рискованно. По заявлению экспертов МНЭ это приведет к росту инфляции на 0,35%, учитывая сложившийся уровень инфляции по итогам сентября, это подтолкнет ее к верней границе таргета регулятора (4-6%. – Ред.), кроме того, вызывает вопросы сама методика подсчета, так как бензин подорожает на 6,5%.
Также это отрицательно отразится на настроении населения. Бензин одна из основных статей расхода для потребителей, и его удорожание сильно ударит по кошельку и уровню доверия населения. Возможно, министерству стоит рассмотреть более плавный рост акциза, а также заложить транспортный налог в стоимость бензина, что также приблизит цены к российским, эта мера давно обсуждается.
Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»:
– Зарубежные ценники на бензин казахстанское население точно не потянет: это слишком дорого. Кроме того, это спровоцирует слишком резкий подъем инфляции, что тут же скажется на общих экономических параметрах. Результат не порадует ни людей, ни власти, а нивелировать его придется слишком долго. Подросшие акцизы итак будут способствовать удорожанию розничной стоимости литра топлива, но ровняться на Европу, например, тут совершенно точно не стоит. Цены просто выровняются.
Бюджету Казахстана, судя по всему, нужен приток свежих денег, и во власти честно об этом говорят. Проще всего это сделать за счет пересмотра в сторону повышения отдельных налогов. Начать решили с нефтянки, но через кошелек потребителя. Скорее всего, акциз ляжет «сверху» привычного ценника, и тогда стоимость литра вырастет на 6-10%. Это много. Рост акцизов сделает экспорт чуть более привлекательным, но и внутри страны спрос пока не упадет.
Тимур Ильясов, вице-президент по Центральной Азии и Каспийскому региону глобального ценового агентства Argus:
– Цены на бензин на внутреннем рынке повышать нужно – может быть с помощью повышения акцизов или с помощью других инструментов (например, биржевых торгов).
Почему? На внутреннем рынке Казахстана бензин стоит намного дешевле, чем в соседних странах, разница доходит до 100 тенге за литр. Такая большая разница провоцирует людей к нелегальному вывозу нашего бензина.
Ситуация усугубится тогда, когда у нас будет общий рынок в рамках ЕАЭС к 2025 году, что предполагает свободную торговлю нефтепродуктами внутри союза.
То есть теоретически покупатели из Кыргызстана, России, Беларуси, Армении смогут беспрепятственно покупать топливо на нашем рынке и везти его в свою страну, где цены выше, чем у нас. Границы для нефтепродуктов откроются и ничто не будет препятствовать этому процессу. Как думаете, что будет у нас? Может возникнуть и острый дефицит.
Поэтому нужно уже сейчас думать о том, что делать, чтобы предотвратить эту ситуацию. Некоторые предлагают ограничивать покупку топлива в одни руки (помните, как в СССР во времена дефицита карточки на продукты выдавали?), но практика показывает, что как бы ограничения ни вводили, предприимчивые люди всегда найдут пути обойти запреты. Тем более, когда ценовая разница огромна и на кону стоят огромные деньги, соблазн велик. Никакие запреты не помогут.
Не могу говорить о том, в какие сроки необходимо повышать цены, но я уверен, что правительство не будет действовать шоковыми методами. Скорее всего, повышение будет плавным. Население всегда негативно воспринимает повышение стоимости товаров.
То есть, с одной стороны, повышение цен на бензин – необходимость, с другой – это может вызвать недовольство. Поэтому нужен взвешенный подход, в котором будут учтены все нюансы.
До запуска единого рынка нефтепродуктов примерно пять лет. Конечно, выравнивать цены на бензин между нашими странами лучше постепенно в течение этого срока, чем разом в конце 2024 года.
Я сам лично, как потребитель против роста цен, но ситуация сложилась таким образом, что если цены не повышать, то наверное придется стоять в длинных очередях за бензином в будущем.
Елена Тумашова
Источник inbusiness.kz