Казахстанский рынок нефтепродуктов лихорадит, и власти страны торопятся с модернизацией отечественной нефтепереработки. Без этого не решить проблему дефицита высокооктанового бензина, который периодически возникает на внутреннем рынке из-за разницы цен в Казахстане и России. Вот и сейчас горючее невыгодно завозить из соседней страны, где оно на порядок дороже. А, между тем, до 40% внутренней потребности в популярных марках бензина Казахстан покрывает за счет ввоза российского топлива. И это будет продолжаться до тех пор, пока наши заводы не будут выпускать горючее в достаточном объеме.
В общем, без модернизации НПЗ никак. И, похоже, в этом деле немалую роль играют финансы Поднебесной. В мае этого года был подписан меморандум с китайским Эксимбанком. Достигнута предварительная договоренность о привлечении кредитной линии на сумму до 1 млрд долларов. На эти деньги планируется провести обновление мощностей Шымкентского НПЗ. Как сообщают казахстанские СМИ, проект уже находится на рассмотрении "Банка развития Казахстана" (БРК), который, судя по всему, хочет играть ключевую роль во всех подобных индустриальных начинаниях. "Нефтепереработка и нефтехимия занимают в кредитном портфеле БРК более 40%. Речь идет о технически и технологически сложных проектах, которым нужны большие объемы финансирования на долгий срок. И мы активно работаем над тем, чтобы такое финансирование предоставлять", - цитирует информационные агентства неназванных представителей БРК.
Очереди на заправках, гневные посты в социальных сетях обратили (наконец-то!) на себя самое повышенное внимание наверху. "КазМунайГаз" при партнерстве институтов развития торопится с обновлением установок нефтепереработки. На передовой невидимого фронта - Атырауский НПЗ (АНПЗ), старейшее нефтеперерабатывающее предприятие страны, введенное в эксплуатацию в далеком 1945 году за месяц до Великой Победы. В октябре там обещают начать пуско-наладочные работы, чтобы ввести в эксплуатацию комплекс по производству ароматических углеводородов. Если верить заверениям, это первый шаг на пути, который позволит нам уйти от зависимости поставок высокооктанового бензина из России. И если все сложится, как задумано, потребность наших автолюбителей в горючем в ближайшие годы будет полностью обеспечиваться казахстанскими нефтеперерабатывающими заводами. Но произойдет это не раньше 2017 года, когда завершится модернизация всех трех НПЗ страны. К тому времени только в Атырау после ввода в строй установки глубокой переработки нефти производство высокооктанового бензина может возрасти в три раза - до 1,5 млн тонн в год.
Идущая полным ходом реконструкция Атырауского завода позволит решить проблему дефицита популярных марок бензина, в первую очередь, в западных регионах Казахстана. Для справки: техническое обновление завода включает два инвестиционных проекта общей стоимостью 2,9 млрд долларов, наполовину профинансированных БРК. И хорошо, что эти деньги долгосрочные (до 13 лет) - проект с долгим сроком окупаемости. Как говорят на самом заводе, ввод в строй комплекса по производству ароматики позволит увеличить на 20% производство бензина - до 600 000, а то и 650 000 тонн в год. Сейчас АНПЗ может производить не более 550 000 тонн. Запуск установки также значительно увеличит глубину переработки нефти. Впервые в Казахстане будут выпускаться продукты более высоких переделов: бензол и параксилол, которые являются основным сырьем для нефтехимии.
Источник: Nomad.su