Заседание Высшего Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии в Санкт-Петербурге 20 декабря обозначило стрежневые направления евразийской интеграции на ближайшую и среднесрочную перспективу. Они согласованы главами государств-участников интеграционных структур, что подтверждает стратегическую значимость этих направлений для всего евразийского экономического пространства.
Пожалуй, главный акцент здесь состоит в том, что рост эффективности интеграции неотделим от устранения различных ограничений в режиме свободной торговли между странами Союза. Как и от формирования единых рынков товаров и услуг, равно как и единых условий их функционирования. Соответствующие документы и наработки утверждены главами стран-членов ЕАЭС. Намеченное, как отмечалось, будут активно реализовываться в рамках председательства Белоруссии с 2020 года в ЕЭК-ЕАЭС.
Тональность санкт-петербургского межгосударственного раунда ЕАЭС-ЕЭК была задана Владимиром Путиным. Он особо подчеркнул, что «стратегия развития нашего Союза должна быть согласована в окончательном виде в ближайшее время». Причем в первую очередь нужно решить вопросы «различного рода взаимных ограничений и изъятий, что характерно для любых экономических интеграционных объединений».
К настоящему времени в рамках Союза действует свыше 30 товарных «изъянов» такого рода, что, разумеется, нередко вызывает споры между хозяйствующими субъектами стран Союза. Хотя их число сокращается (таких ограничений было свыше 40 в начале 2010-х), отмечено, что надо ускорить работу по административно-правовому обеспечению равноправия в экономическом взаимодействии в рамках ЕАЭС. Тем более что, как отметил Александр Лукашенко, уже до 50 стран дальнего зарубежья заинтересованы в режиме свободной торговли с Союзом, в этой сфере уже действуют соглашения с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром, Ираном. А в совокупности всё это, в свою очередь, требует, как подчеркнул белорусский президент, единой нормативно-правовой таможенно-экономической базы как внутри ЕАЭС, так и в партнерстве с другими странами.
Такой подход поддержали все делегации. В том числе президенты Азербайджана и Молдавии Ильхам Алиев и Игорь Додон, присутствовавшие в статусе наблюдателей. Что еще раз подтверждает, что проекты этих стран поэтапно подключатся к евразийской интеграции, а это облегчается, напомним, участием Молдавии в Зоне свободной торговли СНГ и планами Азербайджана по участию в той же ЗСТ.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, подводя итоги председательства страны в 2019-м в евразийских интеграционных структурах, отметил, что оно «было весьма продуктивным, особенно в плане расширения внешнеэкономических связей Союза. Как известно, в 2019 г. вступили в силу, к примеру, соглашение ЕАЭС о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем и соглашение по зоне свободной торговли с Ираном».
Президентом Армении было предложено, чтобы «каждая из наших стран взяла кураторство по одному из крупных интеграционных проектов. В частности, мы выразили готовность координировать реализацию программы формирования ювелирного бренда Евразийского союза». Данная инициатива поддержана делегациями других стран-участниц и наблюдателей саммита.
Среди важнейших документов состоявшегося интеграционного раунда – «Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся» в ЕАЭС. Оно разрабатывалось с 2014 года, так как надо было привести к единому знаменателю особенности этого обеспечения в странах Союза. В текущем году столь кропотливая работа была завершена.
В соответствии с данным документом, трудящиеся стран Союза впредь будут получать пенсию не только за время работы у себя на родине, но и с временной добавкой периода работы в других странах ЕАЭС. При этом каждое государство ЕАЭС будет платить пенсию по своему законодательству. В эти правила включено большинство видов пенсий и приравненных к ним соцпособий. Соглашение вступит в силу в предстоящем году.
Кроме того, утвержден план приоритетных мероприятий по подготовке введения в ЕАЭС с 2025 года общего электроэнергетического рынка. Он предусматривает, например, утверждение положения о развитии межгосударственных электрических сетей и форм договора о присоединении к этим сетям, регламенты централизованной торговли (в том числе и в электронной форме) электрической энергией на общем рынке. По данным ЕЭК, главные выгоды такого рынка в том, что он позволит электростанциям увеличить рынок сбыта в рамках всего ЕАЭС. А крупным потребителям и/или энергосбытовым компаниям – приобретать электроэнергию по наиболее преференциальным (точнее, стабильно низким) ценам у своих партнеров по Союзу.
Плюс к тому правительствам стран ЕАЭС предписано активизировать работу по обеспечению функционирования единого рынка услуг. Пока с 2015 г. он действует в 53 секторах (это примерно 60% рынка), потому поручено в ближайшее время подготовить согласованные предложения по обеспечению к 2022-2023 гг. 100%-го охвата сегмента услуг в едином экономическом пространстве Союза.
Также подтверждены главные технические направления реализации цифровой интеграционной «повестки» ЕАЭС до 2025 г. включительно. Как отмечалось на саммите, ее экономический эффект позволит нарастить совокупный ВВП более чем на 10% к прогнозируемому ЕЭК росту общесоюзного ВВП. И прежде всего, в высокотехнологичных отраслях, что, в свою очередь, поспособствует дальнейшей индустриализации экспорта стран ЕАЭС.
Отмечалось также, что ускоряется формирование единого энерго-топливного рынка, то есть общих рынков не только электроэнергии, но газа, нефти, нефтепродуктов. Происходит это благодаря тому, что в 2018 г. страны утвердили унифицированные нацпрограммы по созданию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, а в 2019-м подписали договор о создании общего рынка электроэнергии.
Немаловажно и то, что в Санкт-Петербурге согласованы уточнения в протокол ЕЭК-ЕАЭС (1 октября с. г.) об общих принципах и правилах конкуренции. Эти уточнения впрямую перекликаются с коллективной работой, повторим, по устранению торговых изъятий/ограничений в Союзе. И соответственно, нацелены на равные условия деятельности хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС во всех странах-участницах этого объединения.
В связи с окончанием срока полномочий министров ЕЭК, назначаемых каждые четыре года, утвержден новый состав коллегии этой комиссии. Он приступит к работе с 1 февраля 2020 года. Тогда же вступит в должность новый председатель Коллегии ЕЭК – представитель Белоруссии Михаил Мясникович, ныне являющийся главой Совета Республики Нацсобрания этой страны.
Словом, экономическая интеграция в ЕАЭС всё более акцентирована на ее конкретных направлениях и, следовательно, на развязке внутриинтеграционных «узких мест».
Источник stanradar.com