Девальвация национальной валюты, наверное, входит в топ-3 самых обсуждаемых тем в украинском обществе (после войны и выборов). Правда ли, что обесценивание нацвалюты выгодно финансовым учреждениям. Правда ли, что обесценивание нацвалюты выгодно финансовым учреждениям.
Девальвация национальной валюты, наверное, входит в топ-3 самых обсуждаемых тем в украинском обществе (после войны и выборов). И даже те, у кого гривны на сегодня нет, сохраняют интерес к курсовой динамике. Вопрос «Кто виноват в расшатывании курса гривны и зарабатывает на этом?» вызывает жаркие дискуссии в периоды нестабильности.
Мои наблюдения показывают, что задавая этот вопрос окружающим, большинство считает – банки! Им это выгодно, они на этом «наживаются». В данном случае мнение базируется на следующей логике: банк торгует валютой и получает доходы от этих операций . А, как известно, в периоды роста курса маржа между покупкой и продажей валюты существенно возрастает, соответственно, банк зарабатывает намного больше на этих операциях. Заинтересованность банков в нестабильности курса, на первый взгляд, очевидная.
Какие доходы получают коммерческие банки от проведения валютно-обменных операций? По моим оценкам, за последние три года, когда курс был стабильным, вся банковская система зарабатывала от операций купли-продажи валюты и банковских металлов немногим более 2,3 млрд гривен ежегодно.
Если в прошлые годы спрэд между покупкой и продажей валюты составлял от 3 до 10 копеек, то в текущем году диапазон колебался в пределах от 10 до 60 копеек. (в отдельные непродолжительные временные периоды доходило и до 1 гривны). Очевидно, что доходы банков должны были вырасти во много раз. Но факты, как известно, вещь упрямая – за 9 месяцев 2014 года финучреждения (за исключением одного банка, баланс которого некорректно принимать в расчеты) на операциях с валютой заработали… только 3,7 млрд гривен. По результатам года, экстраполируя данные, эта сумма составит около 5 млрд гривен.
Как показывают эти цифры, «слишком нажиться» банкам не удалось. Причин этому много. Остановлюсь на основных. Во-первых, существенно упали объемы продаж из-за административных ограничений и роста цены на валюту, что снижает спрос. Например, за последние 6 месяцев 2014 года по сравнению с 2013-м среднемесячные объемы продаж только наличной валюты через кассы банков упали с $1,5 млрд до $0,5 млрд.
Во-вторых (и это основная причина, что для многих будет неким открытием), у абсолютного большинства банков обязательства в валюте существенно превышают рабочие активы в валюте из-за формирования резервов под кредитные риски. Простыми словами – банки должны вкладчикам больше валюты, нежели заемщики реально вернут валютных кредитов. Этот фактор, кстати, стал причиной того, что 99% всех банков за февраль-март текущего года, когда курс доллара США вырос с 7,99 гривны до 10,95 гривны, получили больше 2 млрд гривен убытка от валютно-обменных операций и «отработали» его только в следующих периодах.
Вы скажете, что грех жаловаться в такое сложное время на более чем 2-кратный рост доходов от операций купли-продажи валюты по итогам года (с 2,3 млрд гривен до прогнозных 5 млрд гривен). И это было бы верным утверждением, если бы банки занимались только валютно-обменными операциями. Но вот здесь начинается самое интересное: появляются существенные нюансы, о которых нужно помнить.
Статистически данные показывают, что с 2009-го по 2013 год банки списали с балансов (условно «простили») кредитной задолженности на общую сумму более 80 млрд гривен. К этой сумме нужно также добавить прирост просроченной задолженности, которая остается на балансах банков – это еще минимум 80 млрд гривен задолженности. Вот это и есть реальный «заработок» банков от девальвации национальной валюты.
В структуре общих доходов банковского сектора доходы от валютно-обменных операций занимают в лучшем случае не больше 2%. Основу доходов банков (до 80%) составляют процентные доходы, которые они получают от кредитных операций. Существенная девальвация национальной валюты всегда ведет к ухудшению обслуживания заемщиками своих кредитов. И не только по валютным кредитам, по которым происходит рост долговой нагрузки из-за увеличения эквивалента задолженности, но и по гривневым ссудам – из-за негативных последствий глубокой девальвации для экономики страны в целом и доходов компаний и населения в частности. Со временем у банка начинает увеличиваться безнадежная кредитная задолженность, что очень негативно влияет на его доходы.
Оценивать влияние на процентные доходы банков обесценения гривны в текущем году еще рано (хотя уже понятно, что потери будут большими). Но есть возможность посмотреть на последствия для банковских балансов девальвации гривны в 2008-2009 годах. Статистически данные показывают, что с 2009-го по 2013 год банки списали с балансов (условно «простили») кредитной задолженности на общую сумму более 80 млрд гривен. К этой сумме нужно также добавить прирост просроченной задолженности, которая остается на балансах банков – это еще минимум 80 млрд гривен задолженности. Вот это и есть реальный «заработок» банков от девальвации национальной валюты.
А если к этому еще добавить рост процентных расходов банков из-за роста процентных ставок, который происходит в условиях нестабильности гривны (1%-ное повышение ставки по депозитам физических лиц – это больше 3 млрд гривен в год дополнительных расходов; за последний год процентные ставки по депозитам физических лиц выросли в среднем на 5%), то получается вообще удручающая картина для банковских доходов.
Выводы сделать несложно – девальвация гривны, тем более значительная, имеет исключительно негативное влияние на доходы банков. Финучреждения, для которых кредитование является основным видом банковских операций (а таких абсолютное большинство), не заинтересованы в курсовой нестабильности. Очевидно, что у руководителей банковских учреждений нет никакого желания, условно говоря, заработать дополнительные 10 копеек, и при этом, со временем, потерять 1 гривну.
Источник: Antiraider.ua