Каждый глава центрального банка отлично понимает важность доверия. В мире, где валюта не обеспечена золотом – банкноты подкрепляются ничем другим, как дополнительными банкнотами, – покупатели и компании должны верить, что имеющиеся у них деньги сохранят свою ценность. В России как раз сейчас тестируется доверие, поскольку рубль упал более чем на 20% по отношению к доллару за последние три месяца.
Подобный обвал неминуемо ведет к инфляции через более дорогой импорт, что вызывает беспокойство, так как цены в России уже подскочили на 8% с начала года. Однако в последние недели появились дополнительные тревожные знаки.
Столкнувшись с нехваткой долларов, российские банки подняли ставки на долларовые вклады, надеясь таким образом максимально привлечь к себе "американцев". На этом фоне фиксируется резкое увеличение спроса на банковские ячейки, где клиенты, скорее всего, хотят хранить иностранную валюту, пишет британский журнал The Economist.
Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина пытается заглушить все эти тренды в зародыше. Во-первых, 5 ноября была повышена ключевая процентная ставка до 9,5%. Это означает, что рублевые депозиты должны приносить владельцу намного больше, чем долларовые, а это, по идее, должно сделать национальную валюту более привлекательной.
Затем началась более активная борьба со спекулянтами за счет замены ежедневных продаж $350 млн в защиту национальной валюты на более крупные и не объявляемые заранее интервенции.
Однако причины падения рубля намного глубже, чем могут показаться на первый взгляд, и они в ближайшее время никуда не исчезнут. Во-первых, это нефть. В первой половине 2014 г. российский экспорт принес в казну $255 млрд, из которых 68% получено от продажи нефти и природного газа. В этот период цены на нефть держались в среднем на уровне $109 за баррель; сегодня они в районе $80. Это означает, что российский энергетический экспорт недосчитается $40 млрд (или суммы равной сегодняшнему профициту текущего счета России).
С другой стороны, в бюджет доходы зачисляются в рублях, а за счет снижения курса нефтегазовая выручка увеличивается. Эксперты ранее отмечали, что падение курса на 1 руб. приносит в казну дополнительные 180 млрд руб.
В большинстве стран ослабление валюты стимулирует местное производство: когда импорт становится слишком дорогим, покупатели активнее начинает покупать местные товары. Но Россия пока не может полностью заменить импорт. Российское сельское хозяйство все еще остается неэффективным, поэтому приходится покупать за границей довольно много продовольствия (включая мясо, молоко и яйца).
Оптовики, которые импортируют сельскохозяйственные продукты, нуждаются в долларах, увеличивая, таким образом, давление на рубль. Ранее около 30% продуктовой розницы на полках магазинов приходилось на импортные товары.
Имеется другая причина продавать рубли и покупать доллары. Согласно данным Центробанка только в следующем году российские компании должны выплатить около $120 млрд по зарубежным долгам. В связи с тем, что санкции, введенные Западом из-за конфликта на Украине, не позволяют российским компаниям рефинансировать долларовые долги за рубежом, это создает дополнительный спрос на доллары. Учитывая тот факт, что довольно крупная сумма необходима для погашения в декабре, рубль ждут серьезные испытания в конце года.
Желая ослабить финансовую и экономическую зависимость от Запада, Россия ищет партнеров в Азии, и весьма успешно. 10 ноября она подписала сделку со своим китайским коллегой Си Цзиньпином, согласно которой Россия начнет экспортировать газ в Китай по новому газопроводу.
Поднебесная может заменить Европу и стать главным экспортным рынком для России. Кроме того, Москва и Пекин договорились расплачиваться не долларами, а юанями, что должно ослабить спрос на американскую валюту.
Однако на строительство газопровода потребуются годы, и еще не все ясно с его финансированием. В то же время России, возможно, придется жить с низкими ценами на нефть и газ довольно длительное время.
12 ноября Управление по энергетической информации США обнародовало прогноз, согласно которому цены на нефть в 2015 г. сохранятся на уровне $83 за баррель. Инвестиционные банки не исключают, что нефтяные цены приблизятся к $90 в 2015 г. Даже при оптимистическом прогнозе в $90 МЭР ожидает нулевой рост экономики и инфляцию в 8% в 2015 г.
Источник: Вести Экономика