Восточная Африка намерена стать мировым поставщиком нефти и газа в течение следующего десятилетия, так как недавно были обнаружены крупные месторождения нефти и газа в Мозамбике, Кении, Танзании и Уганде. Согласно оценкам только в Кении и Уганде количество разведанной нефти составляет 4 млрд баррелей, а в Танзании и Мозамбике – 200 трлн куб. м природного газа.
Обещая огромные доходы от продаж нефти и нефтепродуктов, правительства стран работают над смелыми, детальными и комплексными реформами, предусматривающими обязательное использование местных ресурсов в добыче нефти и газа.
Эта политика, хотя и направлена на стимулирование экономического благополучия местного населения и местных предприятий, может привести к непредвиденным расходам.
В странах, которые характеризуются отсутствием квалифицированного персонала и плохо развитой инфраструктурой, эти реформы могут негативно сказаться на стоимости проектов, качестве работы и графике их реализации.
Местное законодательство
Местное законодательство Мозамбика требует от иностранных подрядчиков нанимать местные компании при поставках товаров и услуг, но нет ясности по вопросу о том, в какой степени и какой процент рабочих мест должен быть выделен для местного населения.
В Танзании новая политика, предусматривающая использование местных трудовых ресурсов, была обозначена в 2013 Production Sharing Agreement Model (PSAM, "Концепция соглашения о разделе продукции"), но ее еще надо внедрить путем заключения имеющих силу контрактов.
Кения планирует внедрить свою амбициозную политику с помощью энергетического законопроекта, который должен быть реализован ко II кварталу 2015 г.
Так как энергетический сектор Кении все еще находится под управлением закона от 1986 г., то эффективность политики использования местных ресурсов в сфере нефтяной и газовой промышленности ограничена из-за устаревшего законодательства.
Участие местных компаний
Складывается впечатление, что правительства стран Восточной Африки постепенно передают власть на более низкие уровни, чтобы контроль над природными ресурсами перешел в руки местного населения и компаний.
Центральные правительства и международные нефтяные компании в равной степени сталкиваются с трудностями во внедрении и создании проектов по развитию и созданию корпоративной социальной ответственности в местных сообществах.
Теоретически они должны следить за тем, чтобы источниками работы, товаров и услуг, которые используются в газовой и нефтяной промышленности, были местные ресурсы.
В реальности все не так просто, так как в странах отсутствует развитая инфраструктура и достаточное количество квалифицированных рабочих, что вынуждает нефтяные компании тратить много времени на обучение местного населения и строительство инфраструктуры.
В октябре прошлого года компании Tullow Oil пришлось отложить бурение на блоках 10BB и 13T в Северной Кении из-за вопросов безопасности сотрудников, после того как местное население организовало акции протеста, требуя предоставления большего количества рабочих мест и улучшения льгот.
В итоге Tullow Oil провела встречу с местными лидерами, договорившись о строительстве офиса, который должен работать с проблемами местного населения.
Те же проблемы наблюдались в регионах Уганды и Танзании, что подчеркивает те препятствия, с которыми приходится сталкиваться нефте- и газодобывающим компаниям в работе с местным населением.
Нигерия и Ангола
До сих пор страны Восточной Африки, незнакомые с добычей нефти и газа, показали себя неготовыми к внедрению политики участия местных компаний в энергетическом секторе из-за отсутствия квалифицированного персонала, неразвитой инфраструктуры и недостаточного капитала.
Но даже Нигерия, которая добывает нефть и газ с конца 1950-х гг., ждала до 2010 г., чтобы начать внедрение более комплексных программ. И только теперь, добывая нефть уже 50 лет, Нигерия смогла построить более развитую инфраструктуру и обучить персонал, необходимый энергетическому сектору.
И хотя Нигерия оказалась более-менее успешной в этом секторе, другая страна, которая довольно давно занимается добычей нефти, доказала, что длительное время на рынке не всегда равнозначно успеху.
Ангола, страна с наиболее противоречивым законодательством в Африке, характеризуется высокими операционными расходами, отсрочками в реализации проектов и низким качеством выполнения работы.
Например, реализация проекта СПГ-завода в Анголе много раз откладывалась, что в результате привело к полному отказу от него. Некоторые проблемы, с которыми столкнулся завод СПГ, могут быть связаны с политикой использования местных трудовых ресурсов.
Гана, которая начала добывать нефть в 2010 г., сформулировала прогрессивную политику использования местных ресурсов в законопроекте, который оговаривает начальное использование ресурсов в размере 10%, которое к 2020 г. должно вырасти до 90%, что вызывает сомнения.
Недавние открытия нефтяных и газовых месторождений могут предоставить возможность стимулирования экономического роста и социального развития в странах Восточной Африки, если политика использования местных ресурсов будет отвечать интересам местного населения.
Только тогда компании, работающие в области разведки и добычи, могут начать добычу и рассчитывать на значительную доходность инвестиций.
Источник: Вести Экономика