Иранская ядерная сделка, кажется, остается под большим вопросом, так как конгресс США против смягчения санкций по отношению к Ирану. Между тем, Иран присоединился к клубу стран, которые начали отказывать от доллара, но, похоже, страна пошла дальше всех. По данным иранского агентства Tasnim, которое ссылается на заместителя главы Центрального банка Ирана Голам-Али Камьяба, Иран больше не использует доллар в торговле с зарубежными партнерами.
Вместо этого страна перешла на другие валюты, такие как китайский юань, евро, турецкая лира и российский рубль.
Напомним, что в ноябре Иран и шесть мировых держав – США, Великобритания, Китай, Франция. Германия и Россия – договорили о шестимесячном соглашении, которое ограничивало ядерную программу Ирана. В соответствии с условиями договоренности, которая вступила в силу 20 января, Иран должен ограничить обогащения урана до мирного уровня и снизить запасы уже обогащенного урана. При этом долгосрочного соглашения так и не удалось достичь, хотя Обама пообещал смягчение санкций или же их ужесточение, если Иран откажется сотрудничать.
Конгресс США не планирует смягчать санкции против Ирана, а предпочитает говорить про возможность их ужесточения. Республиканец Марк Кирк и демократ Роберт Менедес составили законопроект, предусматривающий несколько раундов эскалации санкций по отношению к экономике Ирана, если страна не согласится с долгосрочным планом или с условиями шестимесячной сделки.
Законопроект, скорее всего, попадет в сенат в конце февраля или в начале марте, но может оказаться ненужным, если переговоры сорвутся.
Дедолларизация Ирана, которая не была совершенно неожиданной, не изменит мир, но, конечно, показывает, что переговоры достигли своего критического этапа. Тем не менее решение также скорее показывает отчаянное положение Ирана, чем стремление к краху финансовой системы США, хотя это и возвращает нас к масштабному движению по "свержению" доллара в качестве мировой резервной валюты.
Мировая дедолларизация
Активная глобальная дедолларизация продолжается, и продолжается она весьма активно. По-прежнему особую роль здесь играет Китай.
Именно Китай заключил соглашение с Катаром об организации прямых валютных свопов между двумя странами с использованием юаня. При присоединении к таким контрактам России и Ирана этот тренд только усилился, так как сила доллара в нефти.
ЭПОХА НЕФТЕДОЛЛАРА
Банки были ограничены своими золотыми запасами, поэтому рост кредитования имел свои пределы.
Но в 1944 г. была создана Бреттон-Вудская система, положившая начало системе обменных курсов.
В рамках Бреттон-Вудской системы обменные курсы всех валют были привязаны к доллару, а доллар в свою очередь - к золоту. Для предотвращения спекуляций привязанных валют движение капитала было сильно ограничено. Эта система в течение двух десятилетий сопровождала быстрый экономический рост и помогла избежать каких-либо серьезных финансовых кризисов.
Но в конце концов она показала свою неспособность справляться с растущей экономической мощью Германии и Японии, а также с нежеланием Америки корректировать свою внутреннюю экономическую политику с сохранением увязки к золоту. Президент Никсон отменил увязку к золоту в 1971 г., и система фиксированного обменного курса развалилась.
В тот момент доллар пережил период обвального падения, а нефть сыграла решающую роль в его поддержке. Никсон провел переговоры с Саудовской Аравией, и та, в обмен на оружие и защиту, согласилась продавать нефть только в долларах.
Другие члены ОПЕК эту систему поддержали, обеспечивая вечный мировой спрос на американскую валюту. И доминирование нефтедоллара продолжается по сей день.
Конечно, добиться аналогичных контрактов, например с Саудовской Аравии, почти невозможно, хотя это был бы удар в самое сердце нефтедоллара.
Китай стремится также сделать юань более важной валютой на международной арене, что должно соответствовать статусу страны, которая является второй по величине экономикой мира.
Большинство американцев, к сожалению, не понимают, что за пределами США используется больше долларов, чем на территории страны. И из-за этого спрос на валюту искусственно завышен. Другими словами, стоимость доллара значительно выше, чем она могла бы быть, и именно это позволило импортировать продукцию на триллионы долларов по очень низким ценам.
И уровень жизни в США в значительной степени зависит от того, смогут ли власти страны сохранить статус-кво. От силы доллара также зависит способность финансировать федеральное правительство, а при снижении влияния доллара ставки будут расти.
Россия и отказ от нефтедоллара
Россия сейчас сделала первый шаг, который воодушевит некоторых других экспортеров, недовольных ситуацией с доминированием доллара при расчете за энергоресурсы.
В середине января стало известно, что Россия может "распечатать" Резервный фонд размером $88 млрд и конвертировать некоторую часть валютных резервов в рубли. Это именно те доллары, которые в ином случае Россия вынуждена была бы перевести в долларовые активы.
Вместо этого Россия сможет использовать вырученные средства для стабилизации валютного рынка и экономики в целом.
"Вместе с Центральным банком мы продаем часть наших валютных резервов, - сказал министр финансов Антон Силуанов. – Мы получим рубли и разместим их на депозитах, предоставляя ликвидность экономике".
Таким образом, Россия вышла из списка стран, которые обменивают нефть на американские банкноты.
Планируется, что объем конвертации из суверенных фондов составит около 500 млрд руб. Эта сумма будет проведена через Центральный банк в январе-феврале.
Теперь вопрос в том, какая страна последует примеру России и какое влияние это окажет на нефтяные цены и мировую резервную валюту.
Источник: Вести Экономика