Сегодня стало известно о возможных ограничениях, которые Правительство может ввести на импорт товаров из России. Ограничения могут коснуться нефтепродуктов, автопрома, мяса птицы и ряда других групп товаров. Эта протекционистская по сути мера, станет ответом на возникший ценовой дисбаланс, ставящий под угрозу конкурентоспособность казахстанских предприятий. Несмотря на явное противоречие логике Евразийского экономического союза, эта мера может существенно ограничить экономические риски для Казахстана в краткосрочной перспективе. Меры могут быть введены до выравнивания ценового дисбаланса, ставшего следствием резкой девальвации российской валюты в последние месяцы.

Издание КоммерсантЪ, ссылаясь на неназванного казахстанского чиновника сообщает, что, несмотря на отсутствие скачка по импорту российских продуктов в Казахстан, в официальной статистике Таможенного союза, значительные объемы импорта из России проходят по режиму ненаблюдаемой торговли. Эта торговля неконтролируема и учету не поддается.

 

Слухи о резкой девальвации тенге заполнили информационное пространство Казахстана. Девальвацию обсуждают как простые казахстанцы, так и профессионалы финансового рынка. Между тем, и независимые эксперты, и правительственные спикеры сходятся во мнении, что на такой шаг руководство Национального Банка не пойдет. Да, на поддержание курса тенге тратятся немалые деньги. По различным оценкам – от двух до трех миллиардов долларов в месяц. Однако в случае резкой девальвации тенге убытки и упущенные шансы для экономики приведут к настоящему кризису – нужно ли это власти?

 

Мы уже стали свидетелями девальвации в России. Приняв решение о девальвации тенге, Казахстан столкнется со всеми проблемами, охватившими рублевое пространство; при этом, добавятся и другие негативные последствия.

 

Фундаментальных внешних причин, которые могли бы обосновать проведение девальвации, у Казахстана нет. У России это санкционная война и позиция по украинскому кризису и Крыму. В отличие от России, итоги прошедшего года можно с осторожностью назвать позитивными: валовые международные резервы Нацбанка увеличились на 17% и составили 28,9 млрд долларов США, активы Национального Фонда выросли на 3% и достигли показателя в 73,6 млрд долларов США. Стратегическое финансовое укрепление Казахстана не способствует реализации девальвационных ожиданий. В настоящее время финансовая элита республики сосредоточилась на контроле над инфляционными показателями тенге. Нацбанк обещает принять меры для сохранения темпов инфляции на уровне 6-8% в год, что приемлемо в период нестабильных международных цен на энергоносители.

 

Многие делают вывод о неизбежности девальвации на фоне того, что сегодня казахстанский бизнес терпит убытки из-за подешевевшего импорта из России. Однако цены в России уже начали приходить в соответствие нынешнему курсу рубля. Дешевый импорт из РФ не станет долгосрочным фактором, так что даже в среднесрочной перспективе опасаться казахстанским производителям нечего. По словам собеседника агентства, именно промышленники в первую очередь высказываются против девальвации тенге.

 

Источник в правлении одного из крупных банков подтвердил отсутствие в Акорде планов по резкой девальвации. «Превентивная девальвация уже была проведена в феврале прошлого года. Эта мера была достаточной для сохранения финансовой стабильности в условиях дешевеющей нефти и геополитических рисков — отметил он. «В большинстве случаев промышленники используют значительную долю зарубежных компонентов и сырья. Так что при девальвации на фоне снижения покупательской способности населения Казахстан получит и повышение цен: двойной удар – практического смысла в реализации такого сценария сейчас нет»

 

«Важно не путать инфляцию и девальвацию, — отмечает источник ФНК. – умеренная инфляция обладает собственной логикой, темпом, и служит планомерному оздоровлению экономики. И динамика цен, и динамика доходов населения, соотносится с инфляцией – на это работает рынок товаров и рынок труда».

 

Фактически единственным заказчиком девальвационных ожиданий и панических настроений выступают производители и продавцы сырья. Однако идти на поводу у данного сектора экономики, пусть и очень важного для Казахстана, не стоит. Складываются условия, при которых диверсификация экономики, рост производства и развитие бизнеса станут основными драйверами развития, и пренебрегать данным историческим шансом нельзя, ведь необходимый запас финансовой прочности в Казахстане создан.