Министры финансов и главы центробанков стран «Большой двадцатки» встретятся в Стамбуле, чтобы в течение двух дней разобраться, какую роль в развитии мировой экономики играют падающие цены на энергоресурсы, и подвести итоги реализации ранее принятых на саммитах G20 планов, передает РИА Новости. «Будет обсуждаться тема, является ли однозначно положительным моментом для мировой экономики падение цен на нефть, или все-таки нельзя так однозначно давать положительную оценку, есть, возможно, и негативные последствия этого», — рассказал журналистам в преддверии встречи директор департамента международных финансовых отношений, государственного долга и международных финансовых активов Минфина России Андрей Бокарев.
Цены на нефть с лета 2014 года снизились более чем в два раза — со 110 до 50 долларов за баррель. Решение стран ОПЕК сохранить квоту на добычу усилило обвал цен, стоимость барреля Brent в 2015 году уже опускалась к 45 долларам. Однако в конце января — начале февраля цены вновь стали демонстрировать некоторый рост.
Бокарев отметил, что в документах большинства международных организаций падение цен на нефть рассматривается как положительный фактор, однако Россия, для которой экспорт энергоресурсов является основной статьей доходов бюджета, придерживается иной точки зрения. «У нас подход, что не стоит все эти явления только со знаком плюса оценивать. Не стоит думать, что только европейские страны и США будут однозначно выигрывать от этого», — сказал он.
АВСТРАЛИЙСКИЙ ХАБ
Турция, которая приняла председательство в «двадцатке» в 2015 году, не заявляла новых приоритетных тем для обсуждения в клубе — их за предыдущие годы и без того накопилось немало. Стамбул поставил во главу угла вопрос о выполнении планов, которые были приняты в предыдущие годы, но по разным причинам пока не исполнены.
В частности, участники «финансовой двадцатки» ожидают доклада Австралии о создании Глобального инфраструктурного хаба. Идею создать такой хаб лидеры G20 поддержали на саммите-2014 в Брисбене. Речь идет о специальном институте, который позволит связать правительства разных стран, компании, инвесторов, институты развития и международные организации, чтобы облегчить доступ к информации о реализуемых проектах в области развития инфраструктуры.
«Австралийцы в ближайшее время должны будут представить свое видение и конкретные имена тех, кто войдет в руководящие органы, кто будет назначен в качестве управляющего директора», — сказал Бокарев.
Предполагается, что хаб начнет работу уже в апреле.
Что касается обсуждения остальных тем «двадцатки» — о разработке рамочного соглашения по урегулированию долговых проблем, о финансовом регулировании, информационном взаимодействии налоговых органов и борьбе с уходом от уплаты налогов через офшоры — оно пройдет в рамках рабочих дискуссий, которые определят формат работы на 2015 год.
РЕФОРМА МВФ
Еще одна проблема, которую «Большая двадцатка» не может решить на протяжении нескольких лет — реформа мировой финансовой архитектур. Лидеры государств G20 договорились о пересмотре квот в Международном валютном фонде в пользу развивающихся стран еще в 2010 году. Однако реформа была заблокирована США, которые имеют квоту 16,75% голосов, что обеспечивает им право вето в отношении ключевых решений фонда.
В результате этой реформы капитал МВФ должен был удвоиться — с 238,4 миллиарда SDR до 476,8 миллиарда, при этом более 6% квот планировалось перераспределить от развитых стран в пользу развивающихся. В итоге Китай должен стать третьим по размеру квоты членом МВФ, а Бразилия, Индия, Китай и Россия — войти в десятку крупнейших акционеров.
В 2014 году МВФ предложил несколько вариантов решения проблемы, и на встрече в Стамбуле «финансовая двадцатка» сможет впервые обсудить их на министерском уровне. В частности, речь идет о том, чтобы продлить срок голосования по реформе до конца 2015 года в надежде на решение американской стороны.
Акционерам фонда также предлагается разделить вопросы об увеличении капитала МВФ и о пересмотре квот — чтобы предоставить фонду необходимые ресурсы, отложив сложный политический вопрос на более поздний срок. «Мы не скрываем, что для нас этот вариант является наиболее оптимальным», — сказал Бокарев. Но существенного прорыва в решении этой проблемы на ближайшей встрече не ожидается.
Также не планируется в Стамбуле ставшей уже традиционной для «двадцатки» министерской встречи БРИКС.
Источник: ИА "Новости – Казахстан"