Российские власти активно пытаются наладить работу с Грецией: от этой страны зависит реализация одного из самых важных проектов — газопровода «Турецкий поток», ставшего альтернативой закрытому «Южному потоку». Ради помощи новому партнеру российские власти даже предложили увязшему в долгах греческому правительству стать членом создаваемого банка БРИКС: средства неформальной организации помогут левому греческому правительству избежать дефолта.

По данным агентства AFP, предложение кредита от банка БРИКС греческому премьеру Алексису Ципрасу сделал замминистра финансов России Сергей Сторчак в ходе телефонного разговора. Сам разговор происходил после неудачных переговоров греческого лидера с кредиторами в Брюсселе о доступе страны к 7,2 миллиарда евро, оставшимся в ее дотационной программе. Основной кредитор — Международный валютный фонд — связал выделение средств Афинам с обязательством провести экономические реформы. Переговоры зашли в тупик, поскольку Ципрас заявил, что придерживается своих предвыборных обещаний не проводить в стране жестких реформ.

 

После этого официального предложения представители греческих СМИ забросали Сергея Сторчака просьбами об интервью. В интервью греческому государственному информационному агентству ANA-MPA замминистра сказал, что его бы не удивило, «если бы Греция, будучи полноправным членом банка развития БРИКС, первой запросила деньги». По словам Сергея Сторчака, цитируемым ТАСС, банк развития стран БРИКС открыт для любых новых членов, но до ратификации соглашений всеми странами группы и формирования совета управляющих заявки на членство рассматриваться не могут. Таким образом, членство Греции в создаваемом банке БРИКС будет обсуждаться в июле на саммите БРИКС в Уфе.

 

Кому помогает БРИКС?

 

Многообещающее соглашение о создании банка развития БРИКС было подписано на саммите организации в Бразилии в июле 2014 года, его учредителями выступили Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. Согласно этой договоренности, в течение семи лет Россия должна внести в капитал банка 2 миллиарда долларов. На первом этапе капитал банка развития БРИКС составит 10 миллиардов долларов. При этом Россия пока играет в новом банке далеко не первую роль: штаб-квартира будет расположена в Китае, а первым главой банка станет представитель Индии. Кредиты нового банка предназначены не столько для стран БРИКС, сколько для инвестирования в различные институциональные или инфраструктурные проекты в других странах — например, на африканском континенте. Если какой-то стране дадут кредит на программу развития какой-либо отрасли, страны БРИКС смогут поставить туда свое оборудование или предложить своих подрядчиков для выполнения работ, — то есть проект позволит странам БРИКС продвигать свои интересы за рубежом. Так что возможность помощи Греции через такой банк вполне реальна.

 

Для самих членов БРИКС будет создан резервный фонд гораздо большего объема — 100 миллиардов долларов (примерно в четыре раза меньше, чем резервы Международного валютного фонда). Схема работы фонда такова, что долларовые резервы стран останутся на балансах их Центробанков, однако по запросу одной из сторон они могут быть ей предоставлены. Доля участников различна, основная нагрузка в этом проекте ложится на Китай. Для этого страны БРИКС внесут различные доли: Китай — 41 миллиард долларов, Россия, Бразилия и Индия — по 18 миллиардов, а ЮАР — 5 миллиардов долларов. По сути создается некая «касса взаимопомощи», на случай если у одной из стран БРИКС возникнут финансовые проблемы. Россия, Индия и Бразилия могут рассчитывать на заем, равный взносу в этот пул, тогда как право Китая на доступ к ликвидности ограничено половиной его доли. Россия, Бразилия и Индия практически заручились гарантиями под китайские резервы. Использование этих средств для нужд Греции не предусмотрено, и вряд ли греческое правительство сможет на них претендовать.

 

Зачем Греции нужны наши деньги

 

Экономика Греции напоминает Россию конца 2014 года: страна потихоньку входит в рецессию после восстановительного роста, начавшегося после кризиса 2009 года. По данным Eurostat, в январе–марте 2015 года греческий ВВП сократился на 0,2 процента после спада на 0,4 процента в четвертом квартале 2014 года. По сути это означает, что экономика страны вступила в техническую рецессию, определяющуюся как снижение ВВП в течение двух кварталов подряд. За прошлый год ВВП страны вырос на 0,8 процента, что примерно соответствует российским результатам за 2014 год. С другой стороны, по некоторым параметрам Греция ненамного хуже Финляндии, чей ВВП уменьшился на 0,1 процента в январе–марте и на 0,2 процента в октябре–декабре 2014 года. Однако на практике состояние Греции намного хуже: все дело в огромном внешнем долге — 320 миллиардов евро, или 177 процентов ВВП. Из них около 56 миллиардов евро Греция напрямую должна Германии.

 

В середине мая Греция выплатила 834 миллиона долларов долга МВФ на один день раньше срока. Однако греческий министр финансов Янис Варуфакис предупредил, что финансовый кризис в стране может усугубиться в течение нескольких недель, если не будут найдены дополнительные средства, и пригрозил дефолтом в течение месяца. Если Греция не сможет получить финансовую помощь от Европы, у нее есть два варианта развития событий: дефолт и выход из еврозоны — так называемый Grexit (от Greece и еxit). Чтобы получить окончательный транш кредитов в размере 7,2 миллиарда евро, власти Греции провели переговоры с «тройкой» в составе ЕС, Европейского центрального банка и МВФ. Кредиторы настаивают на необходимости экономических реформ для получения оставшейся суммы и не либерализовали условия окончательного транша, посчитав, что Греция выполнила требования не в полной мере. Разногласия сторон сохраняются по таким вопросам как рынок труда, пенсионная система, налогообложение и государственные финансы.

 

На этом фоне глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер даже предложил выделить Греции экстренный транш помощи, чтобы помочь стране избежать дефолта. В июне 2015 года Греция должна вернуть кредиторам 6,74 миллиарда евро, в июле — 5,95 миллиарда евро, а в августе — 4,38 миллиарда. Кроме того, к концу июня греческому правительству надо где-то найти еще 2,2 миллиарда евро на зарплаты бюджетникам и пенсии.

 

Позицию греческого правительства хорошо иллюстрирует интервью депутата Европарламента Софии Сакорафа, бывшего члена СИРИЗА. «Я многократно говорила о беспощадной экономической войне, которая ведется против Греции на протяжении последних пяти лет. Но в последние три месяца греки чувствуют, что эта война приняла форму настоящей мести», — заявила она. Сакорафа утверждает, что Грецию наказывают за то, что она дерзнула выбрать левое правительство. Так что греческое правительство активно использует механизм шантажа, угрожая в случае отказа в финансовой помощи выходом из еврозоны.

 

Альтернатива Grexit

 

Долгое время другие европейские страны шли на поводу у греческого правительства и публично избегали обсуждать выход Греции из зоны евро, однако на этот раз они решили сыграть ва-банк. «Если греческое правительство считает, что должно провести референдум, то пусть это сделает. Референдум может даже помочь народу Греции решить, готов ли он принять необходимые меры или его больше устраивает что-то другое», — заявил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле.

 

По его словам, Берлин не только не возражает, но и советует кабинету Алексиса Ципраса провести такой референдум, если это поможет грекам определиться с их дальнейшей судьбой. К призыву главного финансиста ФРГ фактически присоединился и президент Европарламента Мартин Шульц, заявивший, что референдум вполне возможен и что решать должны сами греки. Примечательно, что премьер-министр Греции Алексис Ципрас во время предвыборной борьбы выступал за сохранение членства в еврозоне, однако отсутствие политических альтернатив теперь толкает его к идее выхода из зоны евро. Уже в конце мая греческим властям будет нечем платить пенсии и зарплаты бюджетникам, то есть дефолт будет в первую очередь внутренним и ударит по позициям правящей партии.

 

В такой ситуации предложение России для Греции очень кстати. Однако и для России греческое правительство может сделать много полезного: в первую очередь при реализации проекта «Турецкий поток». Газопровод мощностью 62 миллиарда кубометров в год пройдет по дну Черного моря из России в страны Южной Европы. Изначально труба пойдет в Турцию, которая заменила в этой цепочке Болгарию, отказавшуюся от проекта под давлением Еврокомиссии. А дальше газопровод проложат в Грецию, у которой до сих пор не было средств на реализацию таких долгосрочных проектов. Российская сторона предлагала греческому правительству построить трубу в счет будущих прибылей от транзита газа, однако такой вариант не устроил правительство Алексея Ципраса. Одной из альтернатив теперь может стать потенциальный кредит от банка БРИКС.

 


Источник: lenta.ru