Вы когда-нибудь слышали о судебных процессах по корпоративным закупкам, фигуранты которых были бы сотрудники частных компаний? Я нет. Скандалы в этой сфере быстро «заминаются» самими компаниями. Частный сектор в этом отношении придерживается строгой корпоративной этики – «Рынок не должен узнать о проблемах». Но, по мнению экспертов, в сфере закупа частных компаний «откаты» составляют от 1% до 30%. «Допустим, крупная строительная компания заключает контракт на несколько миллионов долларов. Здесь процент закупщика будет мизерным – сумма-то большая», - говорит эксперт, пожелавший остаться неизвестным.
Стоит отметить, что при подготовке данного материала все без исключения собеседники – от закупщиков и продавцов до владельцев бизнеса – просили не называть их имена. Причем, объем этого рынка никто из профессионалов не смог назвать: «Один из крупнейших застройщиков страны ежегодно закупает товаров на миллиард долларов. Отними от этой суммы 10%. А теперь представь объем закупа всего частного рынка?!», - говорит «третейский судья» рынка закупок.
Есть известный пример. Несколько лет назад Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова решил построить здание. Первоначальная смета подрядчика составила 520 млн тенге. Тогда нархоз объявил открытые электронные торги – за несколько часов стоимость проекта снизилась на 40 млн тенге. Торги были закрыты на сумме 389 млн тенге. Экономия по проекту – 130 миллионов. В среднем благодаря электронным открытым торгам экономия составляет до 14% на один лот.
Но, видя все преимущества открытого закупа, владельцы компаний не спешат прибегать к нему: «Это может лишний раз показать реальные обороты моего бизнеса и привлечь к нам внимание совсем ненужных людей», - говорит владелец крупной компании. Боязнь нажить врагов – только одна из причин. «Иногда компании за счет закупа выводят деньги из страны – первое. Второе – акционеры, ежегодно получая хорошую прибыль, не хотят ломать структуру управления компании», – говорит эксперт.
По идее, за воровством должна следить служба безопасности. Этот департамент работает во всех крупных организациях: «Как показывает мой опыт, сторож чаще всего и становится главным вором. Это закрытая система. И глава отдела закупок, получая откаты, делится ими в том числе и с внутренним аудитом, и с финансовым директором, и со службой безопасности», - сказал один из собеседников.
Мы привыкли думать, что кризис научил финансистов экономить, но не все банки прибегают к открытому закупу. Это делают лишь те, чьи бумаги торгуются на зарубежных биржах. Равно данное поведение относится и к компаниям, листингующимся на бирже. Если есть листинг, то структура проводит закупки открыто, а если его нет, то договоры о поставках и поставщики – тайна за семью печатями. Даже иностранные компании предпочитают покупать в Казахстане только у «своих людей».
Высокая цена закупа гарантирует высокую стоимость конечного продукта. А это уже беда национального масштаба. Ведь по большому счету, покупая казахстанское, мы каждый раз финансируем коррупционную систему взяток-откатов. Но ведь не брать местную продукцию невозможно! А бизнесмены и управляющие не намерены расставаться с привычными схемами работы.
Порядок может внести на этот рынок только государство. Но станет ли оно заниматься этим – большой вопрос.
ИА Total.kz.kz