Стоит ли Баку беспокоиться из-за девальвации тенге и снижения цен на нефть? Какая судьба ждет манат? Переживет ли экономика резкий спад цен на нефть? Начнется ли развиваться ненефтяной сектор? Ожидается ли очередная девальвация? Этими вопросами в последние дни часто задаются азербайджанцы. Ибо повод имеется: в Баку с большим вниманием наблюдают за происходящим в Казахстане и ценами на черное золото.
Казахстанский страх азербайджанцев
В четверг Казахстан приступил к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на свободно плавающем курсе тенге, и отменил валютный коридор. На этой новости биржевой курс казахстанской нацвалюты упал до 255,26 тенге за доллар, обвалившись на 26% за сутки и на 31% с начала года.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что альтернативы не было: свободное курсообразование позволит восстановить конкурентоспособность экономики страны и сохранить резервы.
Ответом Центрального банка Азербайджана (ЦБА) на резкое снижение курса казахстанского тенге стало укрепление национальной валюты — маната, заявил экономист Фуад Ализаде.
По словам эксперта, тем самым ЦБА показал, что не стоит ожидать девальвации курса маната на фоне заметного снижения цен на нефть на мировых рынках и сокращения валютных резервов Центробанка АР.
Фуад Ализаде считает, что снижение курса российского рубля и казахстанского тенге не окажет значительного влияния на объем поступлений финансовых ресурсов в экономику Азербайджана.
Нефтяная игла
Падение цен на черное золото ниже 50 долларов за баррель заметно снижает поступления в госбюджет от реализации азербайджанской нефти на мировых рынках. Прогнозы отнюдь не оптимистические. В обществе начинается паника в связи с очередной девальвацией.
Тем временем казахстанской паникой азербайджанцев умело воспользовались дельцы, за ночь подняв цены на продукты питания на 25-35%.
Не заставила себя ждать реакция официальных структур. Государственная служба по антимонопольной политике и защите прав потребителей министерства экономики и промышленности в целях предотвращения искусственного роста цен продолжает контрольные мероприятия на потребительском рынке.
Как сообщил КАВПОЛИТу глава пресс-службы министерства Аббас Алиев, государственная служба также расследует сообщения СМИ о росте цен на ряд потребительских товаров. В отношении субъектов, допустивших нарушения, в том числе искусственное завышение цен, будут приняты соответствующие меры.
В беседе с КАВПОЛИТом депутат Милли Меджлиса, член комитета по экономической политике Али Масимли заметил, что Азербайджан потерял несколько миллиардов долларов из-за падения цен на нефть.
«Согласно официальной статистике, 60% ВВП Азербайджана составляют доходы от продажи нефти. Понижение прибыли от продажи нефти отразилось на доходах Нефтефонда и госбюджете. Пришлось откладывать некоторые проекты. Отрадно, что пока это не сильно ощущается на доходах населения. Вовремя выплачиваются зарплаты, пенсии и социальные пособия», – отметил парламентарий.
По словам Али Масимли, резкое снижение цен на нефть и падение курса рубля по отношению к доллару не может не отразиться на курсе маната. «Снижение курса рубля также отразится на доходах азербайджанцев, трудоустроившихся в России, которые к тому же посылают деньги на родину», – подчеркнул он.
Ждать ли очередной девальвации?
Руководство Азербайджана 21 февраля уже провело девальвацию маната на 33,5% для повышения конкурентоспособности азербайджанской продукции. В целом резкие колебания цены на нефть на мировом рынке создают для стран-экспортеров серьезные проблемы и непосредственно влияют на их валюты.
Зимняя девальвация маната непосредственно связана со снижением цены на нефть. Это также повышает инфляцию, с которой, считают власти, надо бороться административными методами.
Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан в беседе с КАВПОЛИТом отметил, что пока не ждет очередной девальвации национальной валюты. «Центральный банк, который пошел на девальвацию маната в феврале, сделал это с определенным расчетом, чтобы не прибегнуть к этой практике до конца года», – отметил он.
Однако, по мнению экономиста Натига Джафарлы, февральская девальвация окончательно добила доверие населения к манату: «Все мы помним, как перед этим власти говорили о том, что манат является самой стабильной валютой в мире. После удешевления маната резервы национального банка стали уменьшаться, потому что население обменяло все свои манаты на доллары»..
Экономист Самир Алиев считает, что правительству необходимо призадуматься о «мягкой» девальвации, в противном случае не удастся избежать повторения «черной субботы».
Спокойствие, только спокойствие
С другой стороны, становится ясно, что национальная валюта Азербайджана будет испытывать сильное давление из-за валютной войны, разворачивающейся на пространстве Евразийского экономического союза.
Ослабление валют России и Казахстана будет иметь негативное влияние на конкурентоспособность азербайджанской продукции.
«Достаточно отметить, что российский рубль в течение года девальвировал по отношению к манату на 35,6%. Так, манат подорожал с 46 рублей до 62,55 рубля на 20 августа. Тем самым конкурентоспособная на азербайджанском рынке продукция местных производителей из-за сильного маната не выдерживает конкуренцию на рынке ЕАЭС», – считает экономист Фуад Ализаде.
По мнению эксперта, не стоит ожидать дальнейшей резкой девальвации национальной валюты и отправки маната в свободное плавание, как в России и Казахстане.
Депутат Али Масимли считает, что пока никто не может дать точных прогнозов относительно дальнейшей судьбы маната. «Понимаете, тут не все зависит от нас самих. Поэтому трудно сейчас сказать, ожидается ли очередная девальвация или нет», – заключил парламентарий.
Советы на случай кризиса
Еще в июне текущего года в Азербайджане завершила работу миссия Международного валютного фонда (МВФ) во главе с Раджой аль-Марзуги, связанная с обзором экономической ситуации в Азербайджане.
Миссия ожидает, что бюджет Азербайджана 2015 года будет исполнен с дефицитом из-за заложенных в бюджете цен на нефть на уровне 90 долларов за баррель. Поэтому эксперты МВФ рекомендуют в 2016 году (и до 2019 года) закладывать в бюджет нефть по цене 50 долларов.
Еще одна заслуживающая внимания рекомендация – снизить все возможные риски, в частности, сократить долю Международного банка Азербайджана, который является рисковым для экономики.