Резкие колебания на финансовых рыках как развитых, так и развивающихся стран демонстрируют, как сильно ошибаются инвесторы и рейтинговые агентства в оценках экономических и финансовых рисков различных государств. Рейтинговые агентства излишне долго откладывают признание этих рисков и снижение суверенных кредитных рейтингов, а инвесторы ведут себя, как стадо, обычно игнорируя накапливающиеся риски долгое время, а затем вдруг резко переключая передачу, что создает сильные «рыночные качели».

 

Как пишет в своей статье на Project Syndicate профессор экономики университета Нью-Йорка и глава Roubini Global Economics LLC Нуриэль Рубини, мир нуждается в системе раннего предупреждения «финансовых цунами» больше, чем когда-либо, сообщает vestifinance.ru.

 

«Очень немногие предвидели ипотечный кризис в 2008 году, риск дефолта в еврозоне, нынешнюю турбулентность на финансовых рынках по всему миру. В этом винят политиков, банки и межгосударственные учреждения. А рейтинговым агентствам и их аналитикам, которые неправильно оценили кредитоспособность должников, в том числе правительств, все сошло с рук.

 

В принципе, кредитные рейтинги базируются на статистических моделях предыдущих дефолтов. Однако на практике присвоение суверенных рейтингов является субъективным занятием, поскольку не очень многие государства действительно дошли до состояния дефолта. Аналитики в рейтинговых агентствах следят за развитием событий в стране, за которую они отвечают, и при необходимости ездят туда для оценки ситуации на месте.

 

Такая процедура означает, что рейтинги зачастую оказываются ретроспективными, их снижение происходит слишком поздно, а переоценка рейтинга страны делается лишь после ее посещения аналитиками, а не в тот момент, когда в ней происходят фундаментальные изменения. Более того, у рейтинговых агентств нет инструментов, чтобы постоянно отслеживать некоторые ключевые факторы, например изменения уровня социальной интеграции и способности страны к инновациям, а также рисков на балансах частного сектора.

 

Тем не менее суверенные рейтинги имеют огромное значение. Многие инвесторы принимают решения, куда и сколько вкладывать, опираясь именно на кредитные рейтинги. От рейтингов зависит размер кредитов, предоставляемых банками, и процентные ставки, которые развивающиеся страны - и их граждане - должны будут им заплатить. Они влияют на решения корпораций, с кем вести бизнес и на каких условиях.

 

На фоне этих проблем с рейтинговыми агентствами и инвесторы, и регуляторы признают, что нужен новый подход. Инвесторы пытаются искать альтернативы, но в основном безуспешно. Оценка рисков с помощью спредов процентных ставок по суверенным долгам или кредитных дефолтных свопов осуществляется быстро (и часто излишне резко), но эти инструменты отражают всего лишь понимание рисков рынком. Они не являются систематическим механизмом для обнаружения скрытых рисков и предотвращения кризисов. Недавний внезапный всплеск рыночной волатильности подсказывает, что, как и рейтинговые агентства, эти инструменты плохо распознают ранние признаки проблем.

 

Тем временем регуляторы начали сейчас требовать от банков создания собственных внутренних рейтинговых процедур. Проблема в том, что очень немногие учреждения обладают необходимыми инструментами и знаниями, чтобы заниматься этим самостоятельно.

 

Исчерпывающая оценка инвестиционных рисков страны на макроуровне требует систематического отслеживания запасов и прироста на национальных счетах для отлавливания любых опасностей, включая риски в финансовой системе и реальной экономике, а также более широкие проблемы. Как мы видели во время недавних кризисов, когда наступает кризис, частные риски и долги социализируются. Даже если перед кризисом уровень долга и бюджетного дефицита у страны был низким, он может резко вырасти после начала кризиса. Выглядевшие отлично с финансовой точки зрения государства вдруг становятся банкротами.

 

Используя 200 количественных переменных и факторов для оценки 174 стран на ежеквартальной основе, мы выявили несколько стран, где инвесторы упускают из вида риски, а также рыночные возможности.

 

Прекрасным примером является Китай. Строительный сектор, региональные власти и государственные предприятия в стране очень сильно перегружены долгами. У Китая достаточно финансовых ресурсов, чтобы их спасти, но власти окажутся затем перед выбором: начать реформы или продолжить стимулирование экономики кредитами. Даже если Китай пойдет по второму пути, стране не удастся достичь целевых показателей экономического роста, со временем ее экономика станет более уязвимой.

 

Кредитный рейтинг Бразилии надо было еще в прошлом году опустить ниже инвестиционного уровня. Среди экономических проблем страны - растущий дефицит бюджета, рост долгового бремени во всех секторах, а также слабый, ухудшающийся деловой климат. Коррупционный скандал в компании Petrobras, энергетическом гиганте Бразилии, заставил, наконец, рейтинговые агентства провести переоценку страны. Но этот шаг был сделан слишком поздно, и проведенное снижение, по всей видимости, будет недостаточно отражать реальные риски. Другие развивающиеся страны также выглядят уязвимо, им также грозит снижение рейтингов в любой момент.

 

В еврозоне «теневые рейтинги» еще в конце 2000-х годов сигнализировали о проблемах в Греции и других странах на периферии Европы. Сейчас Ирландия и Испания, которые провели реформы и консолидировали бюджет, заслуживают повышения рейтинга. Однако Греция остается в мусорной корзине. Даже с учетом кардинальных реформ, нацеленных на повышение потенциала роста экономика, Греция никогда не сможет погасить свой долг. Она нуждается в существенном списании долга.

 

Проведение оценки суверенных рисков систематически и с использованием количественных данных способно помочь выявить риски, создаваемые меняющимся встречным ветром глобальной экономики. Такая система дает как раз то, что сейчас нужно миру: этот подход позволяет обойтись без субъективных и медлительных методов рейтинговых агентств, а также излишне шумных и волатильных сигналов, которые подают рынки».

 
 
Источник: ves.lv