Китай идет на Запад через постсоветское пространство Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) провела антитеррористические учения в Сети. Они должны подтвердить, что ШОС – не бумажный тигр. Бывшие советские республики нуждаются в инвестициях, и эту потребность удовлетворяет Китай, который превратился в их главного торгового партнера. Есть предположение, что КНР и РФ договорились о разделении труда в Центральной Азии: Китай вкладывает деньги, а Россия стоит на страже границ.
Как сообщает китайская партийная газета "Жэньминь жибао", компетентные органы стран – членов ШОС впервые тренировались вместе с целью предотвратить террористическую деятельность в Интернете. Сценарий учений состоял в следующем: некая группировка опубликовала на сайтах, форумах и в соцсетях призывы к насильственным действиям. Эти высказывания были своевременно обнаружены и ликвидированы в соответствии с законами той или иной страны. Установлена и личность лица, разместившего призывы. Этот человек арестован.
В ШОС входят РФ, КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. До сих пор помимо деклараций о вкладе ШОС в поддержание стабильности в Центральной Азии свидетельствовали только военные учения. В них главную роль играли подразделения российской и китайской армий. И вот теперь дошла очередь до борьбы с террористами в Сети. Трудно сказать, будет ли в реальной жизни все так же гладко, как в ходе маневров. Один момент остается неясным: почему они прошли на юге Китая, в городе Сямынь, за тысячи километров от Центральной Азии, которая сталкивается с реальными угрозами?
Как бы то ни было, ШОС напомнила о себе, показала, что в ее рядах все в порядке. Такая демонстрация сейчас совсем не лишняя. Ведь на Западе не перестают говорить о нарастающем соперничестве между Китаем и Россией в борьбе за контроль над Средней Азией.
Газета Financial Times пишет: КНР и РФ наподобие Великобритании и Российской империи в конце XIX века ведут в богатом природными ресурсами районе "большую игру". Разделительной линией в этой игре служит граница между Китаем и Казахстаном, прежде входившим в СССР. В пограничных городках в лавках российский мед соседствует с китайской обувью. Но Пекин уже проложил в Казахстан железнодорожный коридор и имеет достаточно ресурсов, чтобы эта страна стала для него новыми воротами на Запад. В древности эту роль выполнял Шелковый путь.
На первый взгляд в этой игре все козыри на руках у китайцев. Торговля между Китаем и пятью постсоветскими государствами выросла, согласно оценкам Международного валютного фонда, с 1,8 млрд долл. в 2000 году до 50 млрд долл. в 2013-м. Она, правда, несколько снизилась из-за падения цен на сырье, но все равно Китай – главный экономический партнер и опережает Россию. В Казахстане китайские компании владеют пятой долей производства нефти. А в Туркмении КНР сменила "Газпром" в роли основного покупателя газа.
Но граждане молодых государств с точки зрения культуры чувствуют большую близость к России и Турции. Политический аналитик Досим Сатпаев (Алма-Ата) считает, что любая попытка Китая увеличить влияние в Казахстане породит антикитайские настроения. Возможно, Пекин учитывал этот момент, когда в мае во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в РФ согласился на определенное разделение труда с Москвой. Оно предполагает, что Россия признает экономическое превосходство Китая в регионе, но оставит за собой ведущую роль в военной сфере.
В беседе с "НГ" ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что подобное разделение труда было бы естественным. Китай вкладывает в регион гораздо больше капиталов, чем Россия. А у РФ есть военный контингент в Таджикистане. Москва возглавляет Организацию Договора о коллективной безопасности. Она играет большую роль в борьбе с терроризмом. Так что не исключено, что негласная договоренность такого рода между президентом РФ Владимиром Путиным и Си действительно существует.
Евразийский экономический союз предполагает, что Россия будет участвовать в индустриализации Центральной Азии. Но у нее это не очень получается. Фактически Казахстан получает технологии от Китая. То есть КНР заполняет нишу, которую РФ заполнить не может. Ей приходится делать упор на силовой момент, в том числе и в ШОС. Это у Москвы неплохо получается.
Источник - ng.ru