езкое падение курса тенге заставило приехавших на заработки специалистов из стран СНГ пересмотреть свое отношение к Казахстану, сообщает немецкое издание Deutsche Welle. Если год назад Казахстан для большого числа специалистов из России, Украины, Беларуси и других постсоветских стран считался своего рода экономической Меккой, чему способствовала политика казахстанских властей по привлечению зарубежных высококвалифицированных кадров для развития бизнеса в стране, а также достаточно высокая заработная плата (ежемесячный заработок менеджеров среднего звена составлял не меньше 2 тысяч долларов), то за последние три месяца ситуация кардинально изменилась.
Несколько приехавших в Казахстан экспатов, с которыми удалось побеседовать корреспонденту издания, заявили на условиях анонимности, что не исключают скорого возврата на родину. По их словам, главной причиной является резкое падение курса национальной валюты со 185 до 313 тенге за доллар.
«Не стоит питать иллюзий: большинство экспатов приехали в Казахстан только из-за денег. Другого варианта практически быть не может. Ведь получается, что ты только отдаешь свои знания, ничего не получая взамен в вопросе приобретения профессионального опыта», — говорит программист из Киева, назвавшийся Богданом.
«К сожалению, оказалось крайне мало работодателей, которые сообщили, что будут индексировать упавшую почти вдвое заработную плату. И это ставит под большое сомнение главную причину нашего приезда в Казахстан», — добавил Богдан. При этом программист отметил, что работать в Казахстане достаточно сложно и при высокой заработной плате из-за дефицита квалифицированных кадров.
Андрей, приехавший в Казахстан из Санкт-Петербурга, высказывает схожие позиции: «До того как оказаться в Алматы, поработал в Ирландии и Чехии. Меня позвали сюда для организации продаж автомобилей. Работать здесь очень сложно. Все время приходится бороться с таким явлением, например, как «обед — это святое». В условиях, когда из-за обвала рубля в Казахстан из России серыми дилерами было ввезено огромное количество автомобилей, при появлении в салоне любого потенциального клиента про обед даже вспоминать нельзя. Но это правило здесь абсолютно не работает», — заявил DW российский менеджер, также попутно заметив, что после падения курса тенге он всерьез рассматривает вопрос о возвращении на прежнее место работы в Праге.
Впрочем, не все опрошенные изданием специалисты, планируют уезжать из Казахстана. Коллега Андрея по бизнесу, попросивший называть себя Степаном, сообщил немецкому изданию, что несмотря на то, что с декабря 2013 года по настоящий момент, потерял в долларовом эквиваленте ровно половину от своей первоначальной зарплаты, уезжать из Казахстана пока не намерен. По словам Степана, объясняется все просто: он из Донбасса, сейчас вернуться домой не может.
«Сейчас, конечно, у нас обстановка немного улучшилась, но назвать ее мирной еще нельзя. Для бизнеса, которым я занимаюсь уже 15 лет, она точно не подходит. Кто купит себе машину, когда в Донбассе до сих пор стреляют? Здесь в Казахстане после девальвации тенге с продажами тоже не комильфо, но зато мирно и жить можно. К тому же и уезжать пока некуда. На Украине все донецкие уже чужие, а в России украинцев воспринимают достаточно враждебно. В Казахстане, и особенно в Алматы, на национальность вообще внимания не обращают», — говорит Степан.
Борис из Минска (работает в Алматы с 2012 года директором службы безопасности в одной из крупных компаний) тоже не намерен уезжать. К падению тенге он относится философски. «У меня родители в Минске живут, а у моей супруги в Гомеле. Поэтому каждый год мы ездим к ним в Беларусь. Все познается в сравнении», — отмечает Борис. По его словам, в Минске спокойнее, нежели в Алматы, «но это не всегда хорошо». «В Алматы и в Астане жизнь кипит круглосуточно. Везде есть крупные гипермаркеты, куда можно прийти в любое время дня и ночи. В Минске же наступает вечер, и пойти практически некуда. То есть, как при Советском Союзе было. А в Казахстане зарплаты хоть и стали ниже, но все равно здесь можно заработать больше, чем в Беларуси. Значительно легче в Казахстане и бизнесом заниматься», — поделился он своими наблюдениями.
По словам Бориса, к нему уже обращались многие его друзья из Беларуси с просьбой посодействовать в трудоустройстве в какой-нибудь из казахстанских компаний. И судя по всему, помочь им удастся, ведь потребность в высококвалифицированных кадрах у казахстанских компаний по-прежнему остается высокой.