Причина – планируемое государством повышение акциза на бензин всех марок, получаемых из давальческого сырья, на 133% Насколько действенной будет эта мера для отечественной экономики – покажет время, но то, что данный фактор обладает значимым мультипликативным эффектом и окажет в конечном итоге ощутимое негативное воздействие на социальное положение каждого казахстанца, – это факт.

 

То, что сегодня отечественная «нефтянка» переживает на самые лучшие времена, – не секрет. Сказывается, конечно, и обвал цен на нефть на мировом рынке, и колебания курса доллара по отношению к тенге, и ряд других факторов. Понятно, что на мировую стоимость «чёрного золота» Казахстан повлиять не в состоянии. Однако каждая страна, обладающая приличным запасом энергетических ресурсов  и занимающаяся их добычей, переработкой и реализацией, в нынешней ситуации старается немного снизить обороты и поддержать отрасль (или, по крайней мере, не «давить» на нее). Но этого, к сожалению, не происходит в Казахстане, несмотря на то, что именно нефтегазовый сектор формирует львиную долю республиканского бюджета и дает возможности для диверсификации нашей экономики.

 

Возьмём, к примеру, тёмные нефтепродукты. Объём их производства значительно превышает спрос на внутреннем рынке ГСМ. Сегодня ставка экспортной таможенной пошлины (ЭТП) на них составляет $60 за тонну, ровно столько же, сколько и два года тому назад (отметим, что с тех пор мировые цены на нефть упали более чем на 60%). Условно можно считать, что тёмные нефтепродукты продаются «в минус». Что касается светлых нефтепродуктов, то их экспорт (в том числе неликвидного дизельного топлива) вообще запрещён, причем уже на протяжении пяти лет.

 

Есть и другие факторы, отрицательно влияющие на снижение нетбэка недропользователя (равнодоходной цены с внешними рынками). Так, с  1 октября 2015 действует 10-процентное повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Рост при этом будет ежегодным до 2019. Рынок переработки сегодня почти невыгоден, учитывая недавнее повышение тарифов нефтеперерабатывающих заводов из-за проводимой модернизации мощностей: Атырауский должен завершить её в 2016, а Павлодарский и Шымкентский – к 2017. Всего на эти цели планируется потратить около $5,65 млрд.

 

Теперь в довесок ко всему этому государство планирует на 133% поднять акциз на бензин всех марок при передаче подакцизных товаров – продуктов переработки давальческого сырья. Отметим, что недропользователи зарабатывают за счет реализации продукта своего производства – нефти. Вариантов тут, как известно, два. Первая – это экспорт, а вторая – реализация поставщикам нефти для переработки на НПЗ в качестве давальческого сырья (то есть предоставляемого для переработки в готовую продукцию с последующим возвратом). А по законам рынка любое изменение в структуре цены прямо пропорционально отражается на доходах. Так что стоит ли в таких условиях удивляться изменениям бензиновых цен?

 

Конечно, в подобных условиях можно было бы снизить добычу «чёрного золота» и, как следствие этого, сократить производство, рабочие места и т.д., но это не выход из  сложившейся ситуации. И недропользователи это прекрасно понимают. Поэтому надо отдать им должное, так же как и другим участникам рынка ГСМ. Как известно, правительство Казахстана приняло решение отказаться от удерживания предельных цен на ГСМ 4 сентября. С тех пор курс национальной валюты  упал по отношению к доллару на 28%. Однако розничные цены после отпуска в «свободное плавание» стабильно держались на уровне 125-130 тенге за 1 литр. А оптовая цена на бензин марки АИ-92/93 даже снизилась на 4% в ноябре по сравнению с предыдущим месяцем. На первый взгляд, цифра, возможно, не ахти какая, но, тем не менее, в нынешних непростых экономических условиях – позитивная тенденция. Это значит, что на внутреннем рынке нефтепродуктов царит здоровая конкурентная среда. Учитывая всё это, возможно, государству следует еще раз трезво оценить целесообразность повышения акциза и, как следствие, взлёта розничных цен на бензин. Во избежание негативных последствий в будущем.

 

Источник: Forbes.kz