В чужом кармане пачка денег всегда толще. Депутаты российской Думы, думаю, с завистью оглядываясь на Казахстан и нервно поскрипывая зубами, рассматривают законопроект, согласно которому продлевается мораторий на индексацию зарплат госслужащим на 2016 год.
В целях экономии бюджетных средств для всех категорий чиновников устанавливается одинаковая продолжительность отпуска (30 дней), увеличение пенсионного возраста до 65 лет, а также ограничения на перелет бизнес-классом (для отдельных категорий). При этом есть четкая кремлевская рекомендация с характерным путинским прищуром: за границу летать только российскими компаниями. А еще ограничивается круг родственников, которые могут пользоваться такими же льготами и преференциями, как их главный носитель в семье.
Больное видится на расстоянии
Наверное, Россия куда беднее, если в Казахстане зарплата гражданских служащих с 2016 года может увеличиться на 40 процентов. В сфере здравоохранения – от 7 до 28 процентов, в образовании – от 15 до 29 процентов. В прочих сферах (это как раз и есть бастыки разных уровней) – от 28 до 40 процентов.
Может – еще не значит, что точно будет. Но…
Дней десять назад, комментируя отдельные положения нового Трудового кодекса, министр здравоохранения и социального развития Тамара ДУЙСЕНОВА заметила, что новая модель оплаты труда госслужащих пока в стадии обсуждения.
Наверное, это правильно, что люди, стоящие у кормила власти, которые отвечают за то, чтобы мы – рядовые налогоплательщики и избиратели – жили лучше и веселей, должны получать больше. Чем выше ответственность, тем весомее зарплата. С другой стороны, когда вглядываешься в достижения наших бюрократов, закрадывается крамольная мысль: а где эти достижения? Интернет тут не подкачал.
По мнению экспертов агентства Bloomberg, в этом году Казахстан опустился в десятку “худших экономик мира”. Merril Linch утверждает: мы – в топе “преддефолтных стран”. Transparency International замечает: Казахстан остается высококоррумпированной страной. ПРООН подчеркивает: РК занимает 69-е место в мире по уровню человеческого развития.
Knight Frank обнаружил, что мы занимаем 3-е место в мире по цене на жилье. Всемирная организация здравоохранения – что мы на 3-м месте по количеству самоубийств, что половина населения отечества страдает ожирением, а еще мы в десятке самых пьющих стран планеты и на 7-м – по числу больных раком пищеварительных органов.
Также в глубоком месте мы по уровню экологии, образования, свободы слова, качеству бензина и так далее. Ау, господа начальники, может, вы как-то объясните, за что вам зарплаты повышать?
Правда, если верить комитету по статистике, не все у нас такое больное и увечное. Но, чтобы верить этим цифрам, реально нужно быть слепым и глухим, каким и видит нас ВОЗ.
В августе на совещании с членами правительства Президент страны Нурсултан Назарбаев поручил всем присутствовавшим ввести “режим всеобщей экономии средств… Несмотря ни на какие трудности, мы не должны допустить снижения темпов роста экономики и ухудшения социального положения наших граждан”.
Понятно, что кризис. Понятно, что аппетиты приходится урезать. Но стоит зайти на сайт госзакупок – сразу становится понятно, что в этом “меню” чиновники заказывают то, что дороже. Видимо, по заскорузлой привычке.
Теперь можно хохотать, рыдать, гневаться и писать письма в соответствующие инстанции. Потому что есть поводы.
Покупай – не скупись, коротка наша жизнь!
Министерство по инвестициям и развитию желает закупить услуги по организации питания и обслуживанию участников конференций, семинаров и совещаний почти на 5 миллионов тенге. ДВД Актюбинской области готов платить за зарядку картриджей без малого полтора миллиона. Не каждая редакция способна столько “патронов” расходовать.
Скромно ведут себя департаменты и отделы занятости: машины себе они покупают не дороже 2 миллионов тенге. А вот отделы образования (почти во всех областях) – круче: их выбор между тремя и пятью миллионами. Но их переплюнули департамент госдоходов Павлодара (авто за 6,3 миллиона) и аппарат акима Урджарского района Восточно-Казахстанской области (6,8 миллиона тенге).
Молчу про различные запчасти: втулки, шаровые опоры, тормозные колодки, сальники, фары, штанги, рычаги, стекла. Разница между нормальными ценами и теми, которые заказчики готовы платить, – в разы!
А взять швабры. Художественный лицей Актобе не против выложить за каждую 6 400 тенге. Чуть скромнее медицинский университет Семея и райакиматы Жамбылской области: за этот реквизит они готовы отдать соответственно 5 360 и 1 000 тенге. Поразили также ясли-сад № 49 Павлодара, там желают приобрести скалки на 80 400 тенге (раскатали губу!). Ну и УВД Семея, где намерены купить прищепки по 360 тенге за штуку.
Как вы думаете, сколько могут стоить работы “по устройству охранительной будки и благоустройству территории мемориала Коркыт-ата в Кызылординской области”? Докладываю: 41 миллион. А вот аппарат акима Талдыкоргана желает приобрести ковер в 132 квадратных метра за 1 миллион 200 тысяч тенге. И то верно, как же в кризис без ковра?
В общем, экономят так, что бюджет трещит…
Помнится, с год назад на одном из заседаний правительства кто-то высказал идею: оценивать труд чиновников всех уровней надо по эффективности реализуемых планов и достижению целевых показателей на основе факторно-балльной шкалы. Сейчас эта норма прописана в проекте Закона “О государственной службе”. Но останется ли в итоге – тоже вопрос. Поскольку неясно: будет ли от этих факторов и баллов зависеть оклад жалованья подозреваемого?
Источник: Караван.kz