2 декабря действующему правительству Украины исполняется год. За это время министрам удалось сделать немало. Но достаточно ли этого, чтобы назвать работу правительства успешной? 2 декабря нынешнему правительству Украины под руководством Арсения Яценюка исполняется ровно год. Это второй состав Кабмина, назначенного уже новой Верховной радой после парламентских выборов прошлого года, который поддержала коалиция из пяти проевропейских партий, декларирующих приверженность идеалам Майдана. От этого правительства ожидали не только стабилизации ситуации в стране, но и успешных реформ. Ведь отныне пророссийская Партия регионов и коммунисты не могли препятствовать работе парламента и Кабмина, а все новые министры наперегонки обещали скорейшие изменения.

 

За этот год министрам и премьеру пришлось услышать в свой адрес немало хвалебных отзывов и жесткой критики. Глава группы поддержки Украины в Еврокомиссии Питер Балаш весной этого года, комментируя первые шаги и законодательные инициативы правительства Яценюка, назвал Кабмин "лучшим из тех, что были в Украине". А народный депутат Сергей Лещенко, наоборот, считает премьера "символом украинской коррупции", добавив, что его необходимо "метлой гнать из Кабмина". Так что же можно назвать достижением нынешних украинских министров, а чем им гордиться не стоит?

 

Макроэкономическая стабилизация

 

К главным успехам действующего правительства, по мнению аналитиков, можно отнести стабилизацию украинской экономики. Согласно информации Государственной службы статистики, темпы падения ВВП замедлились: в третьем квартале текущего года ВВП сократился на 7 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом еще во втором квартале падение составляло 14,6 процентов, а в первом - 17,2 процента. А в следующем году, согласно прогнозу Национального банка Украины, стоит ожидать роста экономики на 2-2,4 процента. Эта оценка совпадает с ожиданиями Международного валютного фонда (МВФ).

 

Правительство вместе с Нацбанком может похвастаться также замедлением темпов инфляции в конце 2015 года (уменьшение позитивного базового индекса потребительских цен до 0,8 процента в октябре с 3 процентов в сентябре), увеличением золотовалютных резервов в два раза (согласно прогнозу, они достигнут немногим более 13 миллиардов долларов к концу года) и успешной реструктуризацией внешнего долга.

 

По словам инвестиционного банкира компании Dragon Capital Сергея Фурсы, Украина достигла дна экономического кризиса, после чего стоит ожидать улучшения ситуации. Это и есть база для решения дальнейших задач, поставленных перед правительством. "Мы требуем реформ, а любые реформы невозможно проводить в нестабильной экономической ситуации", - объясняет эксперт.

 

Конфликт интересов

 

Не менее шатким, чем экономический, является и политический фундамент украинского правительства. Возвращение конкуренции в политику страны после Майдана заставляет властную команду согласовывать огромное количество интересов, что проявляется в нестабильности поддержки правительства в парламенте, бесконечных публичных взаимных обвинениях и подковерных интригах.

 

Так, лишь 36 процентов законов, которые были поданы кабинетом министров в Верховную раду, были успешно приняты, рассказывает профессор экономики Питсбургского университета и основатель аналитической платформы Vox Ukraine Тимофей Милованов. И это при условии, что за действующего премьера с поручением ему сформировать правительство проголосовало подавляющее большинство - 341 депутат, а сам состав кабинет министров одобрили в 288 голосов.

 

Профессор политологии Национального университета "Киево-Могилянская академия" Алексей Гарань считает, что сам факт успешной работы правительственной команды в таких условиях является немалым достижением. "Коалиция не развалилась, учитывая тот факт, что это коалиционное правительство, а много вещей приходится согласовывать между партнерами, искать поддержку в зале, искать компромиссы с президентом, - это самое важное", - объясняет свою точку зрения политолог.

 

Антикоррупционный фронт

 

Несмотря на постоянную критику, когда речь заходит о борьбе с коррупцией, именно шаги в этом направлении эксперты аналитической платформы Vox Ukraine, которая занимается анализом украинских реформ, оценивают выше всего. Следует отметить, что речь идет об усилиях, а не о реальных достижениях.

 

Один из основателей Vox Ukraine Тимофей Милованов объясняет это принятием законов, которые со временем сделают коррупционные махинации затруднительными, помогая журналистам их разоблачать. Среди таких законов, например, закон об открытие реестров собственности.

 

Член Национального совета реформ Валерий Пекарь вспоминает в связи с этим такие шаги, как введение прозрачных государственных закупок и существенная дерегуляция. "Отменено или упрощено огромное количество бессмысленных, коррупционных и ненужных процедур во всех сферах жизни, и тут почти все министерства могут похвастаться", - подытоживает Пекарь.

 

Но наиболее заметным шагом в этом направлении остается создание новой полиции. Это, по мнению большинства экспертов, является едва ли не единственным примером системной реформы, по аналогии с которой должны реформироваться и другие государственные органы. Милованов уверен: "Она (эта реформа. - Ред.) позволяет простому человеку увидеть, что все может быть по-другому. Это может быть самой важной реформой в стране, ведь она влияет не только на правоохранительную систему, но и на сознание людей".

 

Слишком мало, слишком поздно

 

Но именно борьба с коррупцией наилучшим образом иллюстрирует, что все достижения действующего правительства остаются мизерными в сравнении с теми вызовами, с которыми столкнулось украинское государство. Несмотря на большое количество правильных законов и некоторые прогрессивные реформы, украинцы, по мнению Милованова, не верят в эффективность борьбы с коррупцией.

 

Об этом свидетельствуют и результаты социологических опросов - согласно исследованию Центра "Социальный мониторинг" около 72 процентов респондентов считают, что страна двигается в неверном направлении, 32 процента - что изменения в стране происходят недостаточно быстро, а 40 процентов - что изменений и вовсе нет.

 

"Безусловно, успехи есть, потому что это, наверное, лучшее правительство за историю Украины, - говорит Фурса. - Но требования к нему теперь намного выше". Инвестбанкир уверен - правительству не удалось стать драйвером реформ. Главная претензия, которую можно предъявить Кабмину , - это то, что изменения в стране происходят слишком медленно, а местами и совсем не происходят, соглашается политолог Гарань. Несмотря на то, что сейчас закладывается много законодательных и институциональных основ, чтобы приблизить страну к верховенству права, этого пока недостаточно, уверен он.

 

Так, правительству до сих пор не удалось усовершенствовать свою собственную структуру. По словам Пекаря, за год в госструктурах и проводимых ими процедурах, чрезвычайно неэффективных, ничего не поменялось. "Результат - торможение многих важных реформ, от бюджетной и налоговой до государственной службы, от реформы управления государственными активами до охраны здоровья".

 

Торможением реформ недовольны не только на Украине. Европейские эксперты также прекрасно видят, что темп, в котором украинское правительство работает над решением проблем, остается крайне низким. Эксперт по вопросам Восточной Европы Европейского центра Карнеги Балаш Ярабик объясняет это сопротивлением старой системы. "Очевидно, что украинская политика не изменилась значительным образом после Майдана, как на это рассчитывали не только в Украине, но и на Западе".

 
 
Источник: dw.com