Начался осенне-зимний сезон, есть потребность в авиатранспорте, однако, мы попали в ситуацию безвременья, когда новые «Правила выдачи и оснований для отказа в выдаче разрешений на выполнение международных нерегулярных полетов» не утверждены, а отраслевое ведомство гражданской авиации ведет политику, незакрепленную законодательством РК.

 

В рамках Закона РК от 04.07.13 г. № 132-V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», в соответствии с которым были внесены изменения в Закон РК от 15.07.10г. № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», в частности добавлен п. 4-1 в ст. 40, и п. 2 ст. 60 согласно которого не допускается выполнение гражданскими воздушными судами иностранных эксплуатантов международных нерегулярных (разовых) полетов, связанных с коммерческой воздушной перевозкой, формируемой на территории Республики Казахстан, и не допускается одновременное внесение одного и того же воздушного судна в сертификаты двух и более эксплуатантов.

 

Казахстанская туристская ассоциация отмечает, что туристский рынок, как потребитель услуг гражданской авиации, благодаря последним изменениям в законодательство, живет в антирыночной ситуации, при полном отсутствии конкурентной среды, явной монополии представителей крупного бизнеса и при отсутствии выбора конкурентной цены на авиаперевозки. Политика ведомства нацелена на навязывание одного партнера туристскому рынку, в результате заказчики чартеров должны переплачивать казахстанской авиакомпании (их услуги дороже, чем предложения других авиакомпаний), то есть мы лишаем наших граждан права выбора безопасной авиакомпании и более конкурентной цены за авиаперелет.

 

Гражданская авиация РК не в состоянии выполнить туристские программы на должном уровне, в виду элементарного отсутствия воздушных судов, а также присутствия казахстанских авиакомпаний в черном списке Евросоюза (11 место среди стран СНГ), все вышеперечисленное не дает возможности туроператорам полноценно оказывать туристские услуги гражданам Казахстана.

 

Также в Казахстане не рассматривается вопрос мокрого лизинга, не смотря на Конвенцию о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.), вступившей в силу 20 июня 1997 года, и  ратифицированной Республикой Казахстан  постановлением Верховного Совета РК от 02.07.92 г. № 1503-XII,  предусматривающей,  возможность  эксплуатации  в соответствии с договором аренды, фрахтования или взаимного обмена воздушными судами. Отраслевое ведомство гражданской авиации, руководствуясь последними изменениями, не дает согласий на регистрацию  на основе «мокрого лизинга» воздушных судов под «флагом» наших авиакомпаний, в тоже время п. 2 ст. 3 Закона предусматривает, приоритет международных договоров, ратифицированных РК, устанавливающих иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом.