Минфин предлагает законодательно ограничить оборот наличных денег с целью борьбы с теневой экономикой и поиска дополнительных резервов для роста. Кроме того, в качестве других мер.
Предлагается ввести специальный НДС-счет, а также принять Закон о передаче данных для целей налогообложения, и вдвое сократить число кодов бюджетной классификации.
«Поиск дополнительных резервов для придания импульсов развитию экономики и пополнения бюджетов – прямая и самая главная задача Минфина» - заявил выступая на коллегии Министерства финансов вице-премьер, министр финансов Бахыт Султанов. Одним из средств, для решения этой задачи, по словам вице-премьера, является борьба с теневой экономикой. Напомним, что на прошедшем расширенном заседании правительства Нурсултан Назарбаев достаточно жестко охарактеризовал деятельность правительства в этом направлении.
В частности критике подвергся министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Кроме того президент заявил, что «согласно официальным источникам, в тени «прячется» пятая часть ВВП. По другим оценочным данным – еще больше. А это недополученные налоги, которые можно направить, в том числе, на решение социальных вопросов, почва для развития лжепредпринимательства и экономических преступлений. Поручаю Правительству разработать конкретные предложения. Срок – до 15 марта 2014 года» .
«Сегодня доля ненаблюдаемой экономики по оценкам экспертов Всемирного банка в 2012 году составила 19,2% к ВВП.. Удовлетворенность качеством налоговых услуг бизнесом составила только 87%, населением – 86%. Качеством таможенных услуг удовлетворены только 68% участников внешнеэкономической деятельности. По индикатору «Нагрузка таможенных процедур» Казахстан при запланированном 74 месте занял 75 место» - сообщил, выступая на коллегии Бахыт Султанов..
По его словам, из приведенных показателей налицо необходимость дальнейшего совершенствования процедур для улучшения инвестиционного климата. Учитывая что сфера ответственности министерства финансов лежит в области налогового и таможенного администрирования, Бахыт Султанов предложил кардинально реорганизовать деятельность и сосредоточить работу на нескольких направлениях. Прежде всего это касается интеграции однотипных бизнес-процессов госорганов, повышении эффективности фискального администрирования во взаимодействии между государственными органами, временных затрат налогоплательщиков на заполнение, сдачу отчетности и перечисление налогов, администрирование НДС и взаиморасчетам в наличной форме. Причем, глава минфина не ограничился лишь предложениями по оптимизации работы своих подчиненных, а выступил с инициативой пересмотреть законодательную базу и сферу деятельности других министерств и ведомств.
Так, что касается ограничения наличного расчета, который, по его мнению, является одной из ключевых проблем теневой экономики, то Бахыт Султанов, предложил законодательно ограничить снятие юридическими лицами наличных денег с расчетных счетов в банках второго уровня. С внесением соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство. При этом он апеллировал к международному опыту. Так, по его словам, в США, Франции, Бельгии, Италии и Мексике введено ограничение на оплату наличными деньгами. «У нас в республике ограничены наличные расчеты между юридическими лицами свыше 1000 МРП. Но снятие наличности с банков не ограничено. Предлагаем законодательно установить ограничения». - заявил Бахыт Султанов. Еще одна мера борьбы с теневой экономикой – это администрирование НДС. «Главная причина лжепредпринимательства – это махинации в системе НДС.
В Азербайджане добились резкого их снижения внедрением специального НДС-счета. Наши специалисты внимательно с выездом на место изучили этот опыт. Предлагаем ввести аналогичный механизм и в нашей стране» - заявил министр финансов. Кроме того, он предложил законодательно ввести обязанность для всех плательщиков НДС ввести электронные счет-фактуры. Напомним, с 1 июля 2014 года внедряются электронные счета-фактуры на добровольной основе.
Что касается оптимизации и синхронизации работы госорганов, то, по его мнению, в настоящий момент, проводимые автономные модернизации Налогового и Таможенного комитетов не приносят весомых улучшений качества контроля и снижения нагрузки на бизнес.