Крупнейший китайский интернет-ритейлер - компания Alibaba Group - объявил о решении провести первичное публичное размещение акций в США, сообщает Reuters со ссылкой на официальное заявление компании.
Предполагается, что в этом году это будет самое большое первичное размещение акций среди компаний технологического сектора: эксперты, опрошенные Reuters оценивают саму компанию в $140 млрд. Предполагается, что в ходе IPO она сможет привлечь до $15 млрд.
Детали предстоящего размещения держатся в тайне, и чтобы посторонние не прознали о планах китайского холдинга, компании и инвестбанки используют кодовые слова для обозначения. Для IPO Alibaba было выбрано слово "Аватар", сообщили собеседники Reuters.
Китайский гигант электронной коммерции не торопился с окончательным решением о проведении первичного размещения на фондовой площадке в Нью-Йорке. Сейчас остается неизвестна дата и место проведения - NASDAQ или NYSE. В заявлении на сайте Alibaba сказано лишь, что IPO превратит китайского ритейлера в глобального игрока с мировыми стандартами корпоративной прозрачности и масштабами деятельности.
Ранее в прошлом году после переговоров она Alibaba отказалась от планов провести IPO в Гонконге. Генеральный директор Alibaba Джонатан Лю объяснял решение тем, что IPO Alibaba планировалось провести по схеме, которая позволила бы учредителям и другим ключевым акционерам сохранить контроль за компанией.
Размещение в Гонконге не позволяло использовать двухклассовую структуру владения акциями, которая широко распространена в США и которая позволила бы учредителям и другим ключевым акционерам сохранить достаточные права голоса для управления компанией и после ее выхода на открытый рынок.
Инвестиционные банки оценили Alibaba, основанную бывшим учителем английского языка Джеком Ма, в сумму не менее в $128 млрд, что делает ее третьей по величине интернет-компанией по рыночной капитализации после Google Inc и Amazon.com Inc.
Примерная оценка стоимости Alibaba была проведена после того, как 12 февраля этого года китайский разработчик видеоигр Giant Interactive объявил о продаже своей доли в онлайн-ритейлере примерно за $199 млн. Проданные теперь компании Tiger Global акции Giant Interactive приобрела в 2011 г. за $50 млн. В то время стоимость Alibaba оценивалась приблизительно в $32 млрд.
Если доля Giant Interactive с момента покупки не изменилась, то стоимость компании, также как и проданной доли, должна была увеличиться практически в четыре раза и составить $128 млрд.
В этом году опрошенные Reuters аналитики оценивали стоимость Alibaba в $140 млрд. По другим оценкам, китайского гиганта оценили в $128 млрд, в то время как рыночная капитализация Amazon'а оценивается в $171 млрд, а, к примеру, у конкурирующей eBay - в $73 млрд. Предполагаемый размер IPO оценивается в $15 млрд. Согласно данным инсайдеров банками-андеррайтерами IPO станут Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JPMorgan Chase и Morgan Stanley.
Финансовые филиалы Alibaba, которые не являются частью группы, например электронная платежная система Alipay или электронная система накоплений Yu’E Bao, не будут включены в IPO, сообщает The Wall Street Journal.
По некоторым оценкам, Alibaba является крупнейшей в мире платформой электронной коммерции. Оборот торговли сайтов, принадлежащих компании, превышает обороты Amazon.com и eBay Inc. Тем не менее выручка китайской компании существенно меньше, чем у ее американских конкурентов. На китайском интернет-рынке компания Alibaba конкурирует с Tencent Holdings и Baidu.
За период с июля по сентябрь доход компании составил $792 млн против убытка в размере $246 млн годом ранее. Выручка компании Alibaba составила $1,78 млрд, что на 51% выше прошлогоднего итога.
Alibaba владеет интернет-площадками Alibaba.com, а также получает значительную долю прибыли от онлайн-каталога Taobao Marketplace и Tmall.com, а также от платежной системы Alipay.
Аналитики отмечают, что акции Alibaba будут популярны в США, так как инвесторы склонны к вложениям в большие компании, кроме того, Alibaba доминирует на китайском рынке электронной коммерции, а тот по своим масштабам уже превосходит американский рынок.
Помимо всего прочего, Alibaba наращивает темпы в реализации плана покорения Америки: в конце прошлого года стало известно, что китайский холдинг вложил около $200 млн в прямого конкурента Amazon - компанию ShopRunner. Инвестиция, как полагают, расширит доступ Alibaba на американский рынок, что важно в преддверии IPO.
В прошлом месяце стало известно, что ритейлер готовится развернуть на территории США интернет-магазин. Приход крупнейшего китайского холдинга, занимающегося интернет-бизнесом, намереваются осуществить через компании Vendio и Auctiva, которые входят в состав бизнес-группы Alibaba.com.
Проект получит название 11 Main и будет заниматься торговлей "интересными и высококачественными товарами" от "тщательно отобранных поставщиков". В ассортименте ресурса в основном будут фигурировать украшения, техника и модная одежда и обувь.
От первичного размещения акций Alibaba выиграет и другой технологический гигант - компания Yahoo!, которая владеет 24% китайского холдинга. IPO позволит компании Мариссы Майер начать продажу своей части, которая оценивается в $37 млрд. Котировки Yahoo! на фоне новостей об IPO Alibaba выросли на 1% до $37,6 за ценную бумагу.