Еще каких-то год-полтора назад тема ICO была у всех на устах, и зачастую никому не известные проекты в считанные минуты привлекали десятки миллионов долларов.

Хайп вокруг революционного на то время метода привлечения инвестиций был настолько сильным, что многие проекты даже не задавались вопросом создания MVP или документации, описывающей новый технологический процесс (whitepaper).

Неудивительно, что легкий способ «поднять бабла» вскоре привлек внимание мошенников, проекты которых, как правило, не представляли никакой ценности для индустрии и зачастую были построены на модели многоуровневого маркетинга. Монеты таких ICO-стартапов редко попадали на более-менее крупные биржи, а если и появлялись, то ненадолго, теряя большую часть рыночной стоимости сразу после анонса делистинга или на фоне существенной просадки рынка.

Вскоре участники рынка разуверились в перспективах ICO-проектов, многие из которых бесследно улетучивались после сбора средств или, в лучшем случае, нарушали дорожную карту. Пузырь первичных предложений монет начал быстро сдуваться. Этому процессу способствовали и действия финансовых регуляторов многих развитых стран. По данным аналитического ресурса TokenData, в первом квартале 2019 года ICO-проекты привлекли $118 млн — в 58 раз меньше, чем в прошлом году, когда этот показатель составил $6,9 млрд.

Однако вопреки правовой неопределенности токенсейлы возродились из пепла. Сменив аббревиатуру на IEO, теперь они проводятся на базе бирж, являющихся ключевыми партнерами организатора токенсейла.

Журнал ForkLog предлагает рассмотреть основные особенности первичных биржевых предложений, текущую ситуацию на данном рынке, а также недостатки, свойственные токенсейлам нового формата.

Что особенного в IEO?

Главная особенность IEO (Initial Exchange Offerings) состоит в ключевой роли криптовалютных бирж, которые отбирают перспективные проекты и распределяют токены среди своих же пользователей. Таким образом, основные маркетинговые усилия перекладываются на плечи торговой площадки, а у разработчиков появляется возможность лучше сфокусироваться на продукте.

Выгода для бирж — это привлечение новых пользователей, листинг первыми новых монет, всплеск торговой активности и, следовательно, доход от торговых комиссий. Основная выгода от IEO для разработчиков заключается в том, что токены гарантированно попадают в листинг биржи. Таким образом, IEO привлекательны и для инвесторов — ведь многие из них в свое время вложились в ICO-проекты, так и не дождавшись появления токенов на бирже.

Еще одна особенность новой формы токенсейла заключается в том, что сами представители торговой площадки оценивают жизнеспособность проектов, будучи заинтересованными в благоприятном исходе токенсейла проекта и долгосрочных инвестиционных перспективах токенов. Таким образом, допуск проекта к IEO всецело зависит от профессионализма аналитиков биржи, проводящих фундаментальный анализ.

Другое несомненное преимущество IEO — отсутствие так называемых «газовых войн». Как известно, ключевой криптовалютой ICO был Ethereum. В 2017 и начале 2018 годов на фоне ажиотажа вокруг первичных предложений участники токенсейлов конкурировали между собой, устанавливая высокие лимиты газа. Делали они это, чтобы повысить скорость транзакций и первыми приобрести заветные токены. Тем не менее чрезмерный ажиотаж все равно брал верх и сеть Ethereum нередко давала сбои, актуализируя проблему ее масштабирования.

Проводящие IEO биржи также используют свой нативный токен, обычно стандарта ERC-20. Однако такие торговые площадки являются централизованными, следовательно, соответствующие операции проводятся вне сети второй по капитализации монеты. Другими словами, нагрузку принимает на себя IEO-платформа, а не блокчейн Ethereum, пропускная способность которого по-прежнему оставляет желать лучшего.

Также отметим, что когда ажиотаж вокруг ICO пошел на убыль, блокчейн-проекты все чаще стали прибегать к так называемым регулируемым токенсейлам — Security Token Offerings (STO) и прочим вариантам распределения монет, доступным в основном состоятельным (аккредитованным) инвесторам. IEO же пока что доступны для широкого круга участников рынка, которым нужно лишь верифицироваться и обзавестись некоторым количеством нативных токенов биржи.

Рассмотрим теперь, как проводились IEO на некоторых наиболее известных торговых площадках.

Binance Launchpad

Как альтернативный вариант первичного предложения токенов IEO появился, на самом деле, не сейчас, а еще в 2017 году. На базе тогда еще малоизвестной платформы Binance Launchpad успешно провели токенсейлы проекты BREAD ($6 млн) и GIFTO ($3,4 млн).

В самом начале 2019 года стало известно о перезапуске Launchpad и первых проектах на очереди — BitTorrent и Fetch.AI. Тогда же представители Binance пообещали проводить хотя бы один токенсейл ежемесячно. Таким образом, Binance положила начало возрождению все тех же ICO, только в несколько модифицированной и, на первый взгляд, более цивилизованной форме.

Первым масштабным IEO-проектом этого года стал состоявшийся 28 января краудсейл BitTorrent, сопровождающийся повышенным ажиотажем и техническими проблемами. Кампания завершилась менее чем за 18 минут, по ее итогам было распределено 59,4 млрд токенов BTT (около $7,2 млн).

Примечательно, что краудсейл BitTorrent проходил в двух параллельных сессиях: в одной из них участники могли приобрести токены BTT за криптовалюту TRON, во второй — за токены BNB. В общей сложности в краудсейле поучаствовало менее тысячи инвесторов.

Обе сессии завершены. Все заняло около 18 минут из-за проблем в системе. Без них это время составило бы 18 секунд. Спрос оказался астрономическим», – написал в Twitter CEO Binance Чанпэн Чжао.

Под сообщением Чжао оказалось большое количество комментариев — разгневанные пользователи сетовали, что не смогли принять участие в краудсейле из-за технических проблем — площадка попросту не справилась с наплывом посетителей.

У одних пользователей не отображалась кнопка покупки, у других — выскакивало сообщение об ошибке на китайском языке. Некоторым все же удалось добраться до страницы покупки, но там их сначала встречало сообщение о том, что заявка находится в очереди, а затем уведомление, что кампания завершена.

Помимо Binance, токен BTT вскоре появился на крупных площадках UPbit и OKEx. Спустя всего неделю после IEO монета торговалась почти в 10 раз дороже цены токенсейла.

Молва об успехе краудсейла BitTorrent, очевидно, подстегнула интерес криптоинвесторов к новой форме краудсейлов. IEO следующего проекта на Launchpad сопровождался еще большим ажиотажем — инвесторы раскупили токены проекта Fetch.ai всего за 22 секунды, принеся организаторам $6 млн. Однако, по словам главы Binance, из 20 000 участников лишь 2758 удалось купить токены.

Как и в прошлый раз, далеко не все участники остались довольны молниеносным IEO. Один из пользователей предположил, что большинство покупателей были ботами.

Аналогичная ситуация произошла со следующим проектом на Launchpad — Celer Network. Кампания продлилась 17 минут и 35 секунд, токены удалось купить лишь 10% участников.

Из-за чрезмерного ажиотажа Binance позже сообщила о смене формата проведения токенсейла на платформе Launchpad на лотерейный.

Особенности лотерейного формата IEO на Binance Launchpad

Число лотерейных билетов на аккаунт зависит от количества хранимых пользователем токенов Binance Coin (BNB) на протяжении 20 дней до IEO. Один аккаунт может получить до пяти лотерейных билетов. Выбор победителей осуществляет рандомайзер.

Соотношение BNB-депозитов и числа лотерейных билетов

Каждый выигрышный билет предоставляет право на покупку токенов на фиксированную сумму в BNB-эквиваленте. Как только пользователь сообщает бирже, что готов использовать определенное число билетов в случае их выигрыша, это обязывает его приобрести токены и деньги списываются автоматически.

Первым токенсейлом, проведенным в новом формате, должен стать Matic Network, который запланирован на 24 апреля.

OKEx

Неудивительно, что впечатляющий успех Binance Launchpad вдохновил другие крупные биржи на открытие собственных IEO-площадок. Так, вскоре после краудсейлов BitTorrent и Fetch.ai открытие платформы JumpStart анонсировала OKEx.

В начале этого месяца OKEx сообщила детали своего первого IEO-проекта — Blockcloud, краудсейл которого запланирован на 10 апреля. Почти тогда же биржа представила правила участия в IEO на платформе OK Jumpstart. В отличие от лотерейной системы, как у Binance Launchpad, OKEx решила реализовать механизм подписки, воспользоваться которым смогут лишь держатели токена OKB.

Особенности механизма подписки на OKEx JumpStart. Подписка на токены открывается всего на 30 минут, либо до достижения установленного лимита заявок. Последний устанавливается перед каждым IEO, равно как и доступный для покупки объем эмиссии монет проекта.

На следующем шаге система назначает участникам IEO коэффициенты распределения, прямо пропорциональные количеству удерживаемых пользователями токенов OKB. После завершения расчета распределения, токены зачисляются на счета пользователей. При этом соответствующее количество токенов OKB списывается автоматически.

Для участия в IEO пользователю необходимо удерживать как минимум 500 OKB на протяжении семи дней, предшествующих подписке на токенсейл. Для получения максимального коэффициента распределения нужно иметь 2500 OKB.

Bittrex

В один день с OKEx о запуске IEO-платформы объявила торговая площадка Bittrex International. Первый токенсейл нового формата должен был состояться 15 марта, однако его пришлось отменить из-за сомнений биржи в добросовестности проекта.

В частности выяснилось, что сингапурская компания-эмитент токенов RAID — ONERAID PTE. LTD — отсутствует в официальном реестре юридических лиц Управления корпоративного регулирования (ACRA).

Однако уже через две недели Bittrex анонсировала IEO проекта VeriBlock. Состоявшийся 2 апреля краудсейл продлился всего 10 секунд. Неудивительно, что и в данном случае пользователи остались недовольны. Некоторые из них выразили мнение, что токены были раскуплены ботами. Также было высказано мнение о необходимости переосмыслить подход к проведению IEO.

Торги токенами VeriBlock стартовали уже 5 апреля. Весьма примечательно, что сделано это было без какого-либо предварительного анонса, что вновь вызвало резкую критику пользователей.

Другие биржи, поддерживающие IEO

Проводят токенсейлы нового типа и другие, менее популярные площадки. Число таких платформ постоянно растет, равно, как и количество новых IEO-проектов.

Например, малоизвестная южнокорейская биржа ProBit провела IEO всего за 5 секунд. Сразу после этого платформа анонсировала второй этап токенсейла, а также новые IEO на ближайшие дни.

Примечательно, что первичные предложения монет (ICO) запрещены в Южной Корее с 2017 года. Таким образом, местные биржи рассматривают IEO как некую альтернативу привычным токенсейлам, позволяющую обойти регуляторные ограничения.

В марте о запуске платформы Spotlight сообщила биржа KuCoin. Первым IEO на этой площадке стал проект MultiVAC, который за 7 секунд собрал $3,6 млн.

Однако и тут не обошлось без проблем: из 16 111 пользователей из 59 стран в кампании смог принять участие только 1661 IEO-инвестор, остальные остались ни с чем. Такие результаты вызвали недовольство не только клиентов, но и руководства торговой площадки.

Глава KuCoin Майкл Ган написал в Twitter, что биржа исследует транзакции примерно 100 пользователей, осуществленные в ходе продажи токенов MultiVAC, и примет меры, если эти пользователи использовали скрипты.

Кроме того, Ган отметил, что списание токенов KCS происходило не мгновенно, а через несколько минут после сообщения об успешной покупке новых монет.
 

«Некоторые пользователи продали свои KCS, прежде чем необходимая сумма списалась с их счетов, поэтому платеж не прошел. Доля MTV этих неудачливых пользователей была возвращена в пул. По этой причине некоторые более удачливые пользователи получили MTV 10 минут спустя».

Вскоре KuCoin признала проблему жульничества на платформе с использованием скриптов.

«Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в ходе вчерашнего токенсейла на Spotlight несколько пользователей воспользовались скриптами, чтобы автоматически пройти некоторые этапы, прежде чем нажать на кнопку покупки. Подобные скрипты позволили этим пользователям получить необоснованное преимущество. В определенной мере эти скрипты усложнили и без того сложный процесс приобретения токенов».

Руководством KuCoin было решено проводить IEO-токенсейлы в лотерейном формате, по аналогии с Binance Launchpad.

Своя площадка для IEO появилась и у биржи Huobi. В конце марта на платформе Huobi Prime состоялся молниеносный краудсейл проекта ТОР Network — все выделенные для первого раунда 300 млн токенов были раскуплены за 7 секунд.

Пользователи предположили, что монеты были распределены между инсайдерами и ботами, обвинив биржу в недобросовестном поведении.

Вскоре Huobi объявила об изменении правил проведения первичных биржевых предложений, которые призваны смягчить проблемы, связанные с чрезмерным ажиотажем. Теперь поучаствовать в кампаниях смогут пользователи, на счетах которых находилось минимум 500 HT в течение предшествующих 30 дней, либо больший объем средств в течение более короткого периода.

Первое в Восточной Европе IEO было проведено на бирже EXMO. В ходе краудсейла платформа Paytomat привлекла 100 BTC за две минуты.

«Мы досрочно закрыли первый токенсейл с Paytomat. На мой взгляд, это признак того, что рынок постепенно выходит из затянувшейся стагнации», — отметил генеральный директор криптовалютной биржи EXMO Сергей Жданов.

Помимо вышеперечисленных площадок, проводят IEO или планируют их в ближайшем будущем: BitMax, Gate.io, Bibox, ZB.com (ZBG Launchpad), Yobit, Coineal, BW.com, Coinbene.

Подводные камни IEO

Когда сдувался пузырь ICO, многие токенсейлы, среди которых и STO, стали доступны лишь закрытому кругу крупных игроков. При этом некоторые проекты прибегали к концепции SAFT, которая не гарантировала полную безопасность для инвесторов и всецелое одобрение со стороны регуляторов.

Первичные биржевые предложения должны были призваны демократизировать процесс распределения токенов, сделав их доступными для широкой аудитории. Однако, как уже говорилось, вскоре ситуация начала быстро меняться и одна за другой биржи стали меняют правила.

Уже сейчас существенные преимущества на стороне инвесторов с большим количеством нативных токенов биржи. Такой подход позволяет отсечь множество мелких инвесторов, уменьшив ажиотаж вокруг краудсейлов и, следовательно, снизить нагрузку на платформу. Это также стимулирует спрос на токены бирж, за которые можно приобрести монеты IEO-проектов.

Участвуя в IEO, инвесторы все так же рискуют своими средствами. Даже если учесть тот факт, что проекты для краудсейлов отбирают разработчики популярных криптовалютных платформ, никто не гарантирует вкладчикам прибыль.

Кроме того, с момента появления IEO прошло не так много краудсейлов, чтобы можно было объективно сравнить между собой различные платформы.

Еще один камень преткновения — правовая неопределенность, присущая этой сфере. Регуляторы разных стран пока не нашли оптимального способа контролировать работу организаций, проводящих IEO и прочие виды токенсейлов.

По словам основателя Distributed Lab Павла Кравченко, за последнее время IEO-токены бирж в среднем подорожали в четыре раза. Тем не менее бизнес-модели токенов централизованных бирж присущи недостатки. Например, такие активы не привязаны ни к чему, поэтому есть риск манипуляций курсом со стороны эмитентов. Сомнительны и применяемые биржами приемы, мотивирующие пользователей не продавать токены, а хранить «на долгосрок».

«На традиционных рынках такая схема запрещена. Иначе Apple мог бы говорить “Мы предоставляем скидку на iPhone 50%, если вы платите нашими акциями. И, таким образом, люди, которые хотят скидку, пошли бы на биржу, купили акции Apple и ими же расплатились за iPhone, — делится мыслями Кравченко. — И, возможно, из-за всплеска спроса на акции рыночная капитализация Apple выросла бы больше, чем количество денег, потраченных на финансирование этих скидок. Представьте, если бы NASDAQ изобрел свою валюту и требовал, чтобы вы ее купили перед тем, как инвестировать в тот же Google, Apple или акции других компаний. Это было бы странно».

Также, по его словам, рост IEO-токенов зависит не столько от доходности биржи, сколько от рыночного предложения этих монет.

Ажиотаж вокруг IEO растет, словно снежный ком. Все больше бирж проводят токенсейлы нового формата и, несмотря на технические трудности, привлекают тысячи новых и уже бывалых криптоинвесторов. Последние в большинстве своем стремятся получить спекулятивную прибыль, не проводя никакого фундаментального анализа проектов и не задумываясь о долгосрочных перспективах токенов в их основе.

Нельзя не отметить, что рынок значительно оживился с появлением первых IEO. Это связано с тем, что для покупки заветных токенов необходимы нативные монеты бирж, которые также необходимо купить. Таким образом, на рынок полились новые деньги.

По всей видимости, параллельно с IEO существует рынок ботов, позволяющих раскупать предложения токенов за считанные секунды. Ведь вряд ли каждый «живой» участник рынка может приобрести токены всего за несколько мгновений.

Модель IEO — не без изъянов. Нет гарантий, что регуляторы в ближайшем будущем не займутся этой сферой, как в случае с ICO. Таким образом, новый хайп может завершиться так же быстро, как и начался. Также не исключено, что уже с первыми глубокими просадками цен новых токенов и признаками снижения активности в сфере IEO, замедлится и рост всего рынка криптовалют.

Такое уже было во время бума ICO в 2017 — начале 2018 года. Ажиотаж оказался быстротечным, поскольку в этой сфере появилось множество проектов-пустышек и обыкновенных мошенников. Кроме того, токенсейлами плотно занялись регуляторы многих стран, включая США, Южную Корею и Китай.

Будет ли хайп вокруг IEO столь же быстротечен, как вокруг ICO? На это пока ответить сложно. Однако уже сейчас всплывают некоторые проблемы, которые ставят под сомнение дальнейшие перспективы развития IEO.

Александр Кондратюк

Источник forklog.com