Умышленное доведение банков до неплатежеспособности может стать тяжким преступлением в Казахстане, сообщается в концепции к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства».

«В целях признания действий акционеров банков по выводу активов в пользу аффилированных компаний и лиц в качестве тяжкого преступления необходимо исключить часть 3 (ответственность по части 2 статьи 239, применимая к акционерам – КазТАГ) статьи 239 УК, с переводом части 2 этой статьи в категорию тяжких преступлений», — говорится в документе.

Часть 2 статьи 239 УК РК гласит: «Умышленное действие (бездействие) руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга, крупного участника (крупного акционера) – физического лица, руководителя, члена органа управления, руководителя, члена исполнительного органа, главного бухгалтера крупного участника (крупного акционера) – юридического лица финансовой организации, а также лиц, временно либо по специальному полномочию выполняющих функции органа управления или исполнительного органа финансовой организации, приведшее к неплатежеспособности, повлекшей принудительную ликвидацию финансовой организации, либо к отнесению банка к категории неплатежеспособных банков». Указанная формулировка, по словам разработчиков, в свое время была внесена в виде поправки «в целях установления экономической ответственности собственников банков законом по вопросам риск-ориентированного надзора». Максимально возможное наказание за такое преступление – три года лишения свободы.

«Признаки отнесения банка к категории неплатежеспособных банков предусмотрены в банковском законодательстве Республики Казахстан. В настоящее время состав соответствующего уголовного правонарушения предусмотрен частями 2 и 3 статьи 239 УК. Различие между данными составами заключается в наличии в диспозиции части 3 статьи 239 УК крупного ущерба финансовой организации в качестве обязательного признака преступления. Кроме того, санкция части 3 статьи 239 УК содержит в качестве дополнительного наказания возможность установления запрета занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно. В остальном санкции обеих частей статьи 239 УК являются идентичными и в качестве одного из видов наказаний предусматривают ограничение либо лишение свободы на срок до трех лет, в результате чего данные уголовные правонарушения относятся к преступлениям средней тяжести», — пояснили авторы документа.

Предложенные нововведения, по словам разработчиков, связаны с тем, что в ходе надзорной практики Национальный банк столкнулся с ситуацией, когда банки проводили достаточно либеральную кредитную политику, активно осуществляя кредитование связанных с акционерами лиц и под нематериальные залоги (деньги и имущество, поступающие в будущем и прочее).

«В результате такой кредитной политики банки столкнулись с большими финансовыми проблемами, так как средняя доля плохих кредитов в ссудном портфеле банков составляла 70%, что впоследствии привело к недостатку собственного капитала и ликвидности с дальнейшим нарушением пруденциальных нормативов, неисполнением обязательств перед клиентами и фактическому банкротству банков. В рамках процедур ликвидации часть обязательств ликвидируемых банков в виде депозитов физических лиц (более Т50 млрд) подлежит возмещению за счет средств АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» (КФГД) в пределах установленных размеров (Т5 млн – валютные депозиты, Т10 млн – депозиты в тенге, Т15 млн – сберегательные депозиты). КФГД является дочерней организацией Национального банка. Таким образом, часть обязательств доведенных (менеджментом и акционерами) до банкротства банков покрывается за счет государственных средств», — пояснили разработчики.

 

Концепция вынесена на публичное обсуждение до 1 мая.

Источник zonakz.net