Как показывает недавно проведенное исследование HSBC, готовность вести бизнес в юанях может дать серьезное преимущество экспортерам из некоторых стран перед их конкурентами в мировой гонке за наращивание торговых связей с Китаем.

Разница в восприятии перспектив стимулирования экспорта в Китай определяет две группы игроков: потенциальных лидеров рынка и отстающих. В то время как две трети компаний материковой части Китая и Гонконга утверждают, что ведущие бизнес с Китаем международные корпорации получают как финансовые преимущества, так и возможности расширения сотрудничества благодаря использованию юаня, осведомленность о потенциальной выгоде сильно различается в других странах, как показал опрос, проведенный на 11 рынках.

По мнению половины респондентов из Сингапура, 44% – из США и 42% – из Великобритании, использование юаня влечет за собой финансовые преимущества, однако едва ли треть их немецких и канадских коллег придерживается такой же точки зрения. Более половины респондентов из ОАЭ видят преимущества применения юаня в расширении деловых связей, в то время как во Франции с ними согласны 46% опрошенных, а в Австралии – 40%.

В целом 59% опрошенных руководителей компаний сообщили о своем намерении увеличить деловую активность с материковой частью Китая в течение следующих 12 месяцев; эта цифра возрастает до 86% опрошенных в Великобритании, 74% – в Канаде, 73% – в ОАЭ и 63% – во Франции. В то же время лишь 22% респондентов заявили о том, что их компания уже заключает сделки в юанях.

"Данное исследование показывает, что многим компаниям необходимо больше информации о том, каким образом юань может помочь им получить доступ к возможностям, представленным в Китае, и опередить других в условиях высокой конкуренции на рынке,

– отметил Саймон Купер, исполнительный директор HSBC по работе с коммерческими клиентами (Simon Cooper, CEO Global Commercial Banking, HSBC).

– Большинство китайских компаний положительно оценивает иностранных партнеров, использующих юань, потому что это свидетельствует об их заинтересованности, а также уменьшает валютные риски. И хотя валюта не может гарантировать коммерческий успех ведения бизнеса в Китае, становится ясно, что юань должен стать ключевым компонентом бизнес-планирования для любой компании".

В 2013 г. Китай обогнал США и стал крупнейшей торговой державой благодаря объемам торговли, превышающим $4 трлн. Согласно прогнозу МВФ по номинальному ВВП в долларовом эквиваленте, в этом году Китай повысит уровень глобального спроса на $850 млрд, что равнозначно появлению в мировой торговле новой экономики размером с Индонезию.

Вместе с ростом значения Китая для международного бизнеса интернационализация юаня создает новые возможности в торговле, инвестировании, управлении денежными средствами и фондировании. Эксперты HSBC ожидают, что к 2015 г. треть внешнеторгового оборота Китая будет обслуживаться в юанях, а к 2017 г. юань станет полностью конвертируемой валютой.

Для данного исследования HSBC опросил более 1300 руководителей компаний из материкового Китая, Гонконга, Сингапура, Тайваня, Австралии, Германии, Франции, Канады, Великобритании, США и ОАЭ, которые ведут международный бизнес с Китаем или из Китая.

Дополнительные выводы:

 

• за пределами Большого Китая (материковый Китай, Гонконг и Тайвань) компании во Франции и Германии демонстрируют самый высокий уровень использования юаня (26% и 23% компаний соответственно);

• 59% компаний, уже использующих юани в международном бизнесе, ожидают увеличения доли расчетов в юанях в следующие 12 месяцев;

• 32% компаний, которые пока не работают с юанями, собираются это делать в будущем;

• причины для использования юаней включают в себя пожелания торговых партнеров, сокращение валютных рисков, удобство, успешный поиск новых партнеров, лучшую цену;

• респонденты считают, что упрощение процедур (68%), дальнейшая либерализация курса (61%) и расширение списка транзакций, доступных для проведения в юанях (57%), будут способствовать продолжению использования юаня.