Первая информация о возрождении в Казахстане Агентства финансового надзора (АФН) появилась вместе с новостью об уходе из Национального банка экс-руководителя регулятора Данияра Акишева.
Позже была опубликована новость о сокращении штата сотрудников НБ. Тогда пресс-служба регулятора сообщила об «отделении подведомственных организаций». В распоряжении «Курсива» оказался 13-страничный документ «Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка и микрофинансовой деятельности».
Концепция предполагает передачу части нынешних функций Национального банка Агентству по регулированию и развитию финансовых рынков.
«По предварительным расчетам, расходы республиканского бюджета могут составить порядка 10 млрд тенге (годовой бюджет агентства, в том числе текущие расходы в размере 9 млрд тенге и капитальные расходы – 1 млрд тенге)», – говорится в концепции законопроекта.
Стоит отметить, сотрудников будущего регулятора наделят особым статусом «без отнесения их к государственным служащим, по аналогии с работниками Национального банка, с сохранением системы оплаты труда и поощрения на уровне, аналогичном уровню НБ РК».
Из документа также следует, что создать новый финнадзор Нацбанку поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 29 марта. Если АФН возродят, то эта организация будет подчиняться напрямую главе государства.
Предполагается, что агентство будет использовать последнюю надзорную практику, которая включает в себя механизмы мотивированного суждения и прогностический подход. «В 2019 году Национальный банк концептуально изменил подходы по регулированию финансового сектора и перешел на риск-ориентированный надзор с усилением надзорного мандата регулятора. Указанные изменения позволят регулятору превентивно купировать системные риски в секторе и более эффективно управлять финансовыми рынками», – объясняется в законопроекте НБ РК.
Разделение функционала между Национальным банком и финнадзором будет способствовать исключению конфликта интересов и «недобросовестной практики в финансовом секторе».
«Это также придаст большую эффективность регулированию и развитию всех видов финансовых услуг, учитывая необходимость расширения периметра регулирования в отношении онлайн-кредиторов, кредитных товариществ, ломбардов и других организаций, предоставляющих займы населению в качестве предпринимательской деятельности», – говорится в документе.
В целях обеспечения стабильности законопроектом предусмотрена координация деятельности Национального банка и финрегулятора, взаимное представительство в органах управления. «Эффективность... будет обеспечена посредством обмена ключевой информацией между Национальным банком и Агентством. Будет создана единая база статистической и регуляторной информации с обеспечением равного доступа для Национального банка и Агентства. Это позволит исключить дублирование и не создаст дополнительной нагрузки на финансовый сектор», – утверждается в концепции НБ.
Расширение полномочий агентства
О новых методах регулирования небанковских организаций «Курсив» писал в предыдущем номере, но здесь часть стоит повторить, так как надзор предполагает расширения полномочий Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков.
Так, Национальный банк предлагает ввести запрет на уровне Гражданского кодекса РК на предоставление гражданами и юридическими лицами займов юридическим и физическим лицам в качестве предпринимательской деятельности. Планируется, что теперь все, кто хочет ссудить деньги под процент, будут обязаны регистрироваться в Нацбанке и подчиняться нормативам Агентства по регулированию финрынка.
Весь материал читайте в свежем номере газеты «Курсив» от 03.05.2019