Американцы считают, что Европа – это прекрасное место, которое стоит посетить. Однако они редко задумываются об экономических и финансовых связях между США и ЕС, сообщает vestifinance.ru.
Хотя эти связи, обширные и важные для стабильности обеих экономик, налажены в самых разных областях. Так, крупные банки и компании предоставляют услуги по обе стороны Атлантики. И именно в этой области коммерческого финансирования растут риски для США. В значительной степени это обусловлено политическим тупиком в Европе, вызванным финансовым кризисом 2008 г.
Специалисты кредитного рынка много лет знают о проблемах европейских банков. Их недостаточная прибыльность, большие потери по кредитам, отсутствие прозрачности были чем-то вроде минного поля для глобальных инвесторов на протяжении десятилетий. В США действует система судов по делам о банкротстве, защищающая инвесторов. В Европе же эти процессы превращаются в мутную и непрозрачную путаницу.
Одним из ярких подобных примеров среди европейских банков являются немецкие институты. В конце концов, у Германии репутация экономического лидера Европы и мировой промышленной державы. Поэтому продолжающиеся неудачи финансового сектора поистине грандиозны.
Самый крупный пример ─ Deutsche Bank, один из важнейших банков Германии, у которого были проблемы с капиталом и прибыльностью на протяжении десятилетий. Но проблемы Deutsche Banks не уникальны.
Американских политиков беспокоит то, что европейские коллеги почти полностью отказались обратить внимание на банковский сектор, ни с точки зрения очистки безнадежных активов, ни с точки зрения привлечения капитала для проведения очистки.
В результате процесса "Базель III" стало ясно, что США будут более жестко оценивать риски, связанные с ипотекой, и особенно нематериальные активы, такие как права на обслуживание ипотеки. По словам участников, европейцы согласились занять более жесткую позицию в отношении безнадежных активов в банках и потребовать от банков незамедлительно создать резервы, которые позволят покрыть "плохие" долги.
До 2018 г., когда президент ЕЦБ Марио Драги приказал банкам ЕС признавать "плохие" кредиты, банки ЕС, согласно международным правилам бухгалтерского учета, могли игнорировать их. Банки ЕС могли делать вид, что платежи по кредитам все еще принимаются. Ссуды, по которым не были выполнены обязательства до 2018 г., не учитывались. Таким образом, в портфелях многих европейских банков накоплены "плохие" долги за несколько десятилетий. Данные о них не раскрываются, они не оцениваются должным образом. И если банки США должны списывать "плохие" активы до ожидаемой ликвидационной стоимости, то в Европе продолжают притворяться. Несколько лет назад многие наблюдатели были удивлены, когда китайский конгломерат HNA стал новым акционером Deutsche Bank, крупного глобального инвестиционного банка, который предоставляет широкий спектр услуг в США. Немецкий кредитор годами безуспешно продвигал предложение по размещению активов, поэтому в столицах Европы оптимистично встретили HNA с высокой долей заемного капитала. Ни один европейский политик не хочет, чтобы его застали врасплох, когда он говорит о крупных банках. Поэтому никто не задавал вопросов о HNA или его владельцах.
К сожалению, портфельные инвестиции HNA в Deutsche Bank финансировались за счет большого количества долгов. Когда китайская фирма 2 года назад едва не взорвалась из-за массовых выплат по своим обязательствам на $40 млрд, она начала продавать свои доли в Deutsche Bank. Это привело его к кризису. Сегодня HNA ликвидируется под контролем китайского правительства. И пока никто из американских или европейских банковских регуляторов не знает, кто владеет компанией, которая была крупнейшим акционером Deutsche Bank.
Ситуация с HNA заставила обсуждать слияние Deutsche Bank с немецким Commerbank, еще одним слабым игроком в банковском секторе страны. Немецкие политики во главе с канцлером Ангелой Меркель не хотят и думать о помощи Deutsche Bank. Но растущие проблемы с банками по всей Европе могут заставить Меркель.
Доходы банков в Европе слабы, отмечает консультант Майра Родригес Валладарес: "Множество штрафов и продолжающиеся расследования в отношении отмывания денег в нескольких банках не сулят ничего хорошего для европейских доходов. Согласно отчету Moody's Investors Services: "Европейские банки были оштрафованы на более чем $16 млрд с 2012 по 2018 гг. из-за отмывания денег и нарушений санкций".
Валладарес отмечает, что банки США и ЕС тесно взаимосвязаны, особенно с точки зрения финансирования и деривативов ─ двух областей, представляющих большой интерес для американских регуляторов. Но дело в том, что банковская система и экономика ЕС пока слишком слабы, чтобы проводить очистку от "плохих" долгов в банках ЕС.
Экономическая реальность и уродливая политика слишком ужасны, чтобы лидеры ЕС публично обсуждали эти вопросы. Министр финансов Германии Олаф Шольц, возможный преемник Меркель, подвергся нападкам со стороны оппозиционных политиков из-за потенциальной потери рабочих мест в результате слияния Deutsche-Commerzbank.
Не должно произойти объединения двух банков-зомби. "Банковский гигант Deutsche Bank и его конкурент Commerzbank прекратили переговоры о слиянии, оставив надежду, что правительство Германии поддержит оба банка", ─ сообщило издание The Wall Street Journal 25 апреля.
Теперь правительство Германии должно попытаться найти другой политически целесообразный способ скрыть проблему Deutsche Bank, не прибегая к бэйл-ауту. Не только финансовая помощь для банков ЕС проблематична с политической точки зрения. ЕС просто не хватает экономических ресурсов, чтобы решить более широкие проблемы с качеством активов, затрагивающих европейские банки.
Тенденция европейских политиков прятать головы в песок, когда речь заходит об этих проблемах, несет угрозу финансовой стабильности. Проблемы, затрагивающие Deutsche Bank и других кредиторов ЕС, могут привести к финансовому разложению, если рынки отвернутся от этих банков. Для американских бизнесменов и политических лидеров проблемы в европейских банках – это источник потенциального риска, который может вызвать серьезные экономические проблемы для всех.