И стоит ли пытаться следовать его примеру.
В июне месяце поступило знаменательное известие – размер золотовалютных резервов Банка России превысил психологическую отметку $500 млрд. Напомню – именно эту цифру в июне 2015 года глава Центробанка Эльвира Набиуллина называла ориентиром достаточного объема резервов. Впрочем, недавно Эльвира Набиуллина заявила, что Банк России продолжит увеличивать международные резервы в рамках бюджетного правила и далее.
Однако сама структура резервов за последние пару лет претерпела, пожалуй, самые серьезные изменения с момента раскрытия регулятором этой информации. Доля монетарного золота в хранилище Центробанка возросла до исторического максимума – 2,2 тыс. тонн на сумму $90 млрд. Напомню, что до начала санкционного противостояния в январе 2014 года золота в хранилище было на $40 млрд., то есть в 2,3 раза меньше. Центробанк все последние годы скупает бОльшую часть золота, добываемого российскими предприятиями.
Информация о структуре вложений Центробанка публикуется с большой задержкой чтобы избежать влияния решений на мировые финансовые рынки. По последним данным на начало 2019 года доля активов в евро в золотовалютных резервах составила 31,7%, в долларах США – 22,7%, доля золота – 18,1%, китайского юаня – 14,2%, фунта стерлингов - 6%. За 2018 год доля активов в долларах сократилась вдвое, при этом возросла доля активов в евро и особенно резко – в юанях.
Географическое распределение активов за 2018 год также серьезно изменилось. За год доля вложений в активы в США упала втрое – с 30% до 9,7%. На первом месте по итогам 2018 года оказалось золото в хранилище Центробанка с долей 18,1%. Второе место делят Франция и Германия – по 14,2%, на третье место вышел Китай – его доля за год возросла в 5,4 раза до 14,1%. Доля Японии за год возросла с 1,5% до 7,5%.
Насколько целесообразны такие изменения? Тренд на снижение доли доллара в активах центробанков существует во многих странах. По данным МВФ, доля доллара в валютных активах центробанков мира снизилась с 2015 по 2019 год с 66 до 61,7%. Доля активов в евро составила 20,7%, в юанях – 1,9%. Как видим, российский Центробанк в своем стремлении уйти от доллара побил все рекорды, максимально снизив долю активов в долларах и нарастив значительно выше среднего вложения в евро.
По вложениям в юань Банк России вообще установил мировой рекорд, сосредоточив в своих резервах одну треть всех вложений мировых центробанков в китайскую валюту. Такая доля резервов в юанях не соответствует ни структуре внешнеторговых расчетов, ни структуре валютного рынка нашей страны. Напомню, что доля доллара в торговых операциях России по экспорту составляет 67%, по импорту – 36%. Доля доллара в торговых контрактах в мире превышает 60%, а доля юаня – не превышает 2%.
Финансовая система Китая находится под жестким государственным контролем. Юань до сих пор не является свободно конвертируемым, а на курс юаня огромное влияние оказывают решения руководства Компартии Китая.
Основную долю юаня Центробанк покупал перед снижением его курса по отношению к доллару, вызванного торговой войной Китая и США. Размер полученных Центробанком от этих операций убытков точно оценить невозможно. Но даже с учетом доходности долговых государственных бумаг Китая убыток Центробанка на этой масштабной обменной операции может измеряться в миллиардах долларов. В ближайшее время возможно дальнейшее снижение курса юаня с целью поддержки Китаем своих производителей, попавших под американские санкции.
Высокая доля евро в резервах тоже не является идеальным решением. Ведь сам Евросоюз является исключительным в истории человечества бюрократическим образованием, судьбу которого точно предсказать сегодня не возьмется никто. Мы видим, как совершенно неожиданно для Евросоюза о выходе из него заявила Великобритания и как сложно проходит этот процесс. Не стоит забывать, что до сих пор не разрешены проблемы финансовых систем южных стран Евросоюза, например, ряда крупных банков Италии. А с финансовыми трудностями Греции, похоже, все уже свыклись. Не стоит забывать и о том, что финансовые санкции в отношении России Евросоюз до сих пор вводил согласованно с Соединенными Штатами.
Наш Центробанк уже вышел на 5-е место в мире среди стран с самым большим запасом золота в резервах, уступая лишь США, Германии, Италии и Франции. Однако закупка золота Центробанкам по всем признакам продолжается в солидных объемах. Вложения в золото вполне логичны, тут регулятор следует самым консервативным мировым практикам. Но это по своей сути вложения на десятилетия, так как быстро реализовать на мировом рынке крупные партии золота невозможно без значительного снижения цен на этот металл. А цена на золото и без того подвержена резким и не всегда предсказуемым колебаниям.
Чем же объясняется столь необычная структура инвестирования Банком России золотовалютных резервов? На этот вопрос ответила сама Эльвира Набиуллина во время выступления в Госдуме. В первую регулятор учитывал возросшие геополитические риски, опасаясь заморозки своих активов в США после введения весной 2018 года очередного пакета американских финансовых санкций. И хотя ранее за всю историю Соединенных Штатов такие санкции были единичными, полностью пренебречь возможностью их введения Центробанк не решился. Очевидно, что и наращивание запасов золота, и крупные вложения в юань были сделаны не только из финансовых, но и из геополитических соображений.
Стоит ли рядовым российским инвесторам ориентироваться в своих консервативных инвестициях на действия профессионалов из родного Центробанка? Думаю, что если и стоит – то только отчасти. Ведь частным инвесторам, за исключением, конечно, российских олигархов и высших чиновников, не грозят персональные финансовые санкции. Поэтому высокая доля золота и активов в юане в личном инвестиционном портфеле принесет скорее разочарование, чем доход. А вот любопытные сведения о накоплении Центробанком более $30 млрд. наличными на осень 2018 года частным инвесторам полезно изучить и учесть.
Однако пример Центробанка хорошо показывает, что спешное изменение структуры инвестиций приводит не к прибыли, а к убыткам. И если в случае Центробанка целесообразность таких метаний как-то можно объяснить, то в случае частного инвестора – вряд ли.
Ну, и не будем забывать, что профессионалы Центробанка инвестируют все-таки не личные, а государственные деньги, и Центробанк уже второй год подряд заканчивает с крупным убытком. А нам с вами убытки от не слишком удачных инвестиций придется покрывать из собственного кармана.