Безналичные платежи по своему объему неминуемо догоняют обналичку в банкоматах
В мае ежемесячный объем безналичных платежей по карточкам казахстанских эмитентов преодолел историческую отметку в 1 триллион тенге. «Курсив» изучил, как менялись динамика и структура карточных операций за последние пять лет.

Рост объема и количества транз­акций по платежным картам является естественным процессом, связанным с увеличением числа карточек и денежной массы. Внимания заслуживают два других тренда. Во-первых, безналичные платежи по своему объему неминуемо догоняют обналичку в банкоматах. Во-вторых, в структуре безнала стремительно растет доля оплаты в интернете: с начала 2015 года она выросла почти в 10 раз и сегодня занимает две трети рынка.

Передел долей в пользу интернет-платежей имеет простое и логичное объяснение: они удобнее и быстрее POS-терминалов. По словам гендиректора Cloud Payments Асылхана Амрекулова, интернет-платежи начали существенно доминировать с сентября 2018 года, когда они достигли отметки 273 млрд тенге, за которой последовал фактически экспоненциальный рост, продолжающийся и по сей день. В мае 2019-го объем транз­акций в интернете составил 610 млрд тенге.

«В эту сумму входят как расчеты картами в интернет-магазинах, так и платежи в интернет-банкинге, которым обычно пользуются при оплате коммунальных услуг, сотовой связи, налогов и прочего, а также онлайн-переводы с карты на карту», – говорит Асылхан Амрекулов.

По данным эксперта по финансовым услугам Петра Дербенко, помимо упомянутых сотовых операторов и комуслуг немалую долю в структуре интернет-оплат (порядка 30-40%) занимают букмекерские конторы. Также растет доля сферы развлечений и купонных сервисов.

По мнению Дербенко, сверхактивный рост оплаты в интернете происходит по принципу цепной реакции. Законодательные нормы (например, введение единого совокупного платежа для самозанятых), развитие маркетплейсов в банковских приложениях, расширение линейки сервисов платежных организаций, переход разных видов бизнеса в область безналичной оплаты выводят деньги из серой зоны в интернет. Эти изменения прямо или косвенно способствуют положительной трансформации рынка в сторону безналичной оплаты.

«Раньше эти деньги шли по другим каналам. Люди преимущественно ходили в магазины, на базары, рассчитываясь там наличными. Сейчас эти объемы постепенно переходят в интернет», – комментирует он.

Наряду с безналичной оплатой растет и объем снятия наличных денег через банкоматы, который в Казахстане всегда был ощутимо больше объема безналичных операций. Однако, судя по динамике, у безнала есть все шансы уже совсем скоро опередить кэш, считает Амрекулов. По его прогнозу, это может произойти уже в текущем году.

В ближайшее время такой разворот далеко не очевиден, возражает Дербенко. Казахстанская реальность, при всех существующих плюсах, пока еще далека от безоблачного безналичного будущего. Отсутствие достаточной инфраструктуры для безналичной оплаты в регионах и зарплаты в конвертах могут притормозить этот процесс. По его мнению, пока в Казахстане в полной мере не будут реализованы альтернативные каналы использования безнала, например электронные кошельки, хождение наличных денег у населения будет превалировать.

«Разворот произойдет, когда людям будет действительно удобно везде платить картой или иным виртуальным способом», – убежден Дербенко.

При этом оба специалиста нисколько не сомневаются, что объем безналичных платежей продолжит свой триумфальный рост параллельно со всеми изменениями, происходящими на финансовом рынке в направлении снижения доли наличных в стране....

Источник kursiv.kz