Пока кризис в Персидском заливе обостряется, нефтяные рынки ставят непрекращающуюся гражданскую войну в Ливии на второй план. Однако закрытие в эти выходные гигантского месторождения Шарара, принадлежащего производителю ОПЕК, вновь приковало к этой проблеме пристальное внимание.
В субботу 20 июля Национальная нефтяная корпорация Ливии заявила, что добыча на месторождении Эль-Шарара была приостановлена. В результате Корпорация прекратил отгрузку нефти в порт Завия. Нефтяная компания отметила, что это закрытие обернулось снижением добычи в 290 тыс. баррелей в сутки. Председатель NOC Саналла заявляет, что деятельность преступных группировок заставила объявить чрезвычайное положение. Однако, 22 июля добыча возобновилась, когда NOC отменила форс-мажорные обстоятельства при загрузке нефти с терминала в Завии.
Официальные лица отметили, что неизвестная группировка закрыла клапан на трубопроводе, соединяющем его с терминалом Завии, в 49 км (30,4 мили) к западу от Триполи. Сейчас объем добычи превышает половину от пикового производства. На фоне форс-мажорных обстоятельств официальный объем добычи NOC снизился до отметки 1 млн баррелей в сутки с уровня около 1,2-1,3 млн баррелей в сутки. Шарара управляется совместным предприятием NOC и Total SA, Repsol SA, OMV AG и Equinor ASA, известным как Statoil ASA. По словам представителей NOC, добыча на участке Эль-Филь ведется в обычном режиме.
Однако ситуация в ливийском нефтегазовом секторе может дестабилизироваться в случае слухов о предстоящем военном наступлении Ливийской национальной армии (ЛНА) под предводительством генерала Хафтара против Триполи. В воскресенье командир ЛНА Мансури отметил, что готовится военное наступление. Аль Мансури указал, что силы ЛНА готовятся начать решительную операцию по освобождению Триполи. Когда Хафтар отдаст приказы, начнется наступление, возможно, даже на следующий день. В результате этого наступления может быть оказано противодействие не только ливийским ополченцам и поддерживаемому ООН Правительству национального согласия в Триполи, но и катарским и турецким военным и советникам.
В субботу ЛНА утверждала, что сбила турецкий беспилотник в южной части Триполи. Столкновения уже происходили, около 8 членов ЛНА были убиты силами Правительства национального согласия за последние пару дней. Правительство Триполи заявило, что ожидает военной операции очень скоро. Если столкновение окажется решающим, Хафтар получит полный контроль, а Западу придется пересмотреть ситуацию со своими союзами в Ливии. Хафтар уже пользуется поддержкой Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Франции, Италии и президента США Трампа. Его победа окажет больше давления на Турцию, поскольку последняя была убежденным сторонником Правительства национального согласия и ополченцев «Братьев-мусульман», противостоящих Хафтару.
Аналитики мирового рынка нефти должны следить за развитием событий в Ливии. Эта страна исторически была одним из ведущих производителей ОПЕК. В 2012 году Ливия добывала около 1,6 млн баррелей в сутки, при режиме диктатора Муаммара Каддафи. При этом, многие уже забыли, что в 1970 году Ливия добывала около 3 млн баррелей в сутки.
В 2018 году NOC заявила, что намерена увеличить производство до 2,2 млн баррелей в сутки к 2023 году. Она отметила, что для этого потребуются инвестиции на уровне $18 млрд. Текущая добыча нефти и газа в Ливии напоминает ситуацию с гадким утенком, так как NOC в Триполи, по-прежнему, единственный поставщик нефти на мировые рынки. При этом, большинство добывающих месторождений и инфраструктура находятся в руках ополченцев Хафтара.
Международные нефтяные компании и инвесторы не горят желанием вкладывать свои средства или открывать месторождения, пока идут боевые действия. Решительная победа Хафтара позволит возродить «нефтяной полумесяц» Ливии, так как NOC восстановит операции. Стабильная ситуация в Ливии даст возможность вернуть ряд европейских операторов, особенно Total, ENI и Shell. Помимо европейцев за активы будут бороться американские и российские компании. Наличные средства поступят от спонсоров Хафтара в Египте, ОАЭ и Саудовской Аравии. Эти трое уже состоят в шорт-листе для заключения сделок в углеводородном секторе Ливии.
Единственный сбой может произойти из-за понижательного давления на региональные и даже мировые цены на нефть. Возрождение добывающего и перерабатывающего секторов страны, рост добычи вне ОПЕК может усугубить переизбыток предложения. Стабильность в Ливии выльется в нестабильность для ОПЕК. А это заставит делать трудный выбор в ближайшие месяцы.