В старой – докризисной – картине глобальной экономики летом происходил рост мировых цен на нефть. Главным фактором сезонного повышения спроса на «черное золото» выступал сезон отпусков в США и Западной Европе – подскакивало потребление бензина и авиакеросина. Сегодня эти вещи из-за перепроизводства сырья не влияют на конечную цену. Зато геополитические эксцессы вроде «танкерной войны» толкают качели нефтяных котировок вверх.
Фундаментальным фактором, играющим в сторону понижения биржевых цен на нефть, выступает замедление роста мировой экономики. В такой ситуации спрос на углеводороды пытается прийти в равновесие с потреблением, но сделать это гармонично достаточно трудно. Глобальный рынок «черного золота» с одной стороны от края и до края – танкеры из Персидского залива идут в Южную Корею и Японию по десятилетиями устоявшимся маршрутам, а с другой – конкретные НПЗ технологически «заточены» под определенные сорта и смеси, из-за чего часто проблемно быстро переходить на другое сырье.
«Сланцевая революция» при всех ее финансовых издержках для инвесторов добилась значительного повышения производства нефти в США. Даже соглашение ОПЕК+ не может отменить того факта, что предложение «черного золота» со стороны производителей непосредственно на североамериканской территории растет. Кстати, именно из-за этого на встрече в Вене 1-2 июля участники соглашения ОПЕК+ договорились продлить сроки ограничения нефтедобычи еще на 9 месяцев (начиная с июля).
С момента прошлогоднего соглашения ОПЕК+, когда страны-участницы достигли консенсуса по снижению добычи (по квотам) на 1,2 млн. баррелей в сутки от уровня октября 2018 года, в Вашингтоне активизировались дебаты вокруг закона «NOPEC». Суть законопроекта в том, чтобы против членов ОПЕК и участвующих в соглашениях с картелем нефтяных производителей применять нормы антитрестовского (антимонопольного) законодательства США.
Для Вашингтона не в новинку применять национальное законодательство против зарубежных государств, однако в случае с «NOPEC» слишком много «но». Во-первых, самих нефтедобывающих государств многовато чисто количественно. Во-вторых, там есть стратегические союзники Белого дома вроде Саудовской Аравии. В-третьих, никто не может внятно оценить последствия принятия и применения подобного законодательного акта, поскольку сценариев развития событий чрезвычайно много. Среди них и такой, что в итоге мировые цены на «черное золото» значительно вырастут. В феврале текущего года юридический комитет палаты представителей конгресса США одобрил антиопековский законопроект, но дальше этого дело не пошло.
На повышение котировок «черного золота» играют в первую очередь геополитические факторы. Неожиданный ракурс приняла «танкерная война». Сначала Вашингтон нагнетал обстановку в Персидском заливе и выступал «застрельщиком» эскалации. Однако после того, как иранцы в лице КСИР (Корпус стражей исламской революции) приняли вызов и тоже стали играть на повышение ставок, Белый дом как-то сбавил обороты.
Из-за разборок по оси США – Иран в неловкое положение попала Великобритания. Сначала англичане в Гибралтаре по американской наводке задержали иранский танкер с нефтью для Сирии. А в ответ КСИР 19 июля задержал шведское судно «Stena Impero» под британским флагом (морское право разрешает использовать не национальные флаги, а «удобные» в зависимости от конкретной мотивации – налоги, статус, правила обслуживания) в своих территориальных водах. В Ормузском проливе сложная линия разграничения иранских и оманских территориальных вод. По информации Тегерана «Stena Impero» задержан в иранских территориальных водах, после чего отконвоирован в порт Бендер-Аббас. Лондон обещал жесткий ответ, но из-за вялой поддержки США потом воинственный пыл поубавил.
Биржевые брокеры не особо верят в то, что президент Дональд Трамп развяжет войну с Ираном. В нынешних раскладах неудачная кампания против Тегерана может стоить ему поражения в новой схватке за Белый дом. Вместе с тем, не реагировать на ответные действия Ирана Вашингтон тоже не может, поскольку рискует получить статус «бумажного тигра» из-за пустых угроз. Понимая, что когда вооруженные и враждебные друг другу силы находятся в одной акватории Персидского залива, случиться может всякое, торговцы нефтью закладывают в цену барреля «политическую премию». И в последние дни она подросла.
Источник zonakz.net